Юлиуш Словацкий. Ангел огненный ангел мой левый
Ангел огненный – ангел мой левый,
Прежней любви моей тронул ты струны.
С тобой! с тобою – где чайки белы,
В снежных вихрях сибирской труны,
Где ветры воют словно гиены,
Где на могилах пасутся олени.
Из могилы моей лилеи взрастают.
Могила моя – белая чаша прекрасная,
Света лучи из неё ночь освещают
И тихо звонит душа – музыкальная.
Ты велишь тому свету погаснуть,
Музыке – стихнуть, душе – угаснуть…
Сама ты одна на сапфир святый
Молишься в голос, а из волос твоих дивных
Одна за другою, словно бриллианты,
Летят в небеса твои звёзды–молитвы.
–––––
*…В снежных вихрях сибирской труны – ТРУНА — домовина, гроб. Толковый словарь Даля.; перен. смысл – смерть.
Многие произведения Юлиуша Словацкого навеяны событиями польских восстаний 1830, 1846, 1848 гг. и судьбой эмиграции и польских ссыльных, отбывавших наказание в Сибири ( в том числе и арест его матери).
Юлиуш Словацкий (1809—1849) — польский поэт и драматург; причисляется к величайшим польским поэтам эпохи Романтизма наряду с Адамом Мицкевичем и Зыгмунтом Красинским.
Интерпретация стихотворения
Стихотворение написано в 1846, в последние год жизни, в мистической период творчества.
Лирический субъект стихотворения – человеческий дух, упорно следующий к цели, генерирующий наиболее совершенную форму в произведении определяется как солнечный свет. Лейтмотив ангела символизирует разные по значению миры: "огненный ангел", "левый" - земное, несовершенное и "светлый ангел" - внеземной, достигаемый через несколько воплощений духа.
Дополнительный мотив "могила, как белая чаша прекрасная" не означает конец земных странствий человека, но, с точки зрения духа, становится местом для преобразования в форму более совершенную. Так создана совершенная картина, освещённая ярким светом и белыми лилиями, нежными звуками музыки – литературно претворённый образ полотна великого Рафаэля ?Коронация Девы Марии?(1502).
Путь к совершенству прерывает " ангел огненный " - идея земной любви, и именно он велит очищающему "... огню погаснуть, /музыке умолкнуть – душе угаснуть" (в оригинале – ?уснуть? – Н.М.), лишив дух активности и совершенства. В идее романтического понимания мира любовь становится решающим фактором в судьбе человека, в стихотворении это показано в соответствии с концепцией Генезиса Духа (сформулированного Ю.Словацким – Н.М.), когда чувство преобразуются между человеком и бесплотным живым духом.
Источник: S;ownik Encyklopedyczny LITERATURA POLSKA Wydawnictwo Europa
Относительно фрагмента – ?…молишься на сапфир святый?. Возможное объяснение – на странице Википедии. Привожу дословно, чтобы не приводить ссылку, которая весьма длинна и в связи с этим ненадёжна.
Итак.
?Сапфир святого Эдуарда — камень тёмно-голубого цвета массой 167 карат, огранённый в форме розы. Установлен в центре верхнего креста, венчающего Корону Британской империи. Его можно увидеть в экспозиции лондонского Тауэра.
Согласно легенде английский король Эдуард Исповедник носил этот сапфир в перстне. Однажды, по пути на мессу в часовню, к нему обратился нищий. Так как король уже раздал в виде милостыни все имеющиеся у него деньги, то он снял с пальца перстень и отдал его нищему. Много лет спустя два паломника из Святой земли возвратили перстень королю, рассказав такую историю: в Святой земле они встретили старика, который утверждал, что он святой Иоанн, что он долгое время бродит по земле в облике нищего, и что однажды король вручил ему этот перстень. Он благословил короля за его великодушие и пообещал, что они скоро встретятся в раю. В 1066 году король умер и был захоронен вместе с сапфировым перстнем. Когда, двести лет спустя, его гроб был открыт, то тело Эдуарда Исповедника было найдено прекрасно сохранившимся. Аббат Вестминстерского аббатства снял перстень с руки короля и передал в королевскую сокровищницу. С тех пор сапфир святого Эдуарда является частью Драгоценностей Короны...?
В течение многих столетий православные верующие молятся Святому Эдуарду о даровании исцеления, сохранения брака и о примирении супругов.
Из биографии поэта известно, что во время Ноябрьского восстания он вместе с Сэймом находился в Лондоне, где, как легко догадаться, познакомился с легендой о Святом Эдуарде (по крайней мере, мне так представляется).
Оригинал стихотворения:
http://literat.ug.edu.pl/jswiersz/076.htm
Прежней любви моей тронул ты струны.
С тобой! с тобою – где чайки белы,
В снежных вихрях сибирской труны,
Где ветры воют словно гиены,
Где на могилах пасутся олени.
Из могилы моей лилеи взрастают.
Могила моя – белая чаша прекрасная,
Света лучи из неё ночь освещают
И тихо звонит душа – музыкальная.
Ты велишь тому свету погаснуть,
Музыке – стихнуть, душе – угаснуть…
Сама ты одна на сапфир святый
Молишься в голос, а из волос твоих дивных
Одна за другою, словно бриллианты,
Летят в небеса твои звёзды–молитвы.
–––––
*…В снежных вихрях сибирской труны – ТРУНА — домовина, гроб. Толковый словарь Даля.; перен. смысл – смерть.
Многие произведения Юлиуша Словацкого навеяны событиями польских восстаний 1830, 1846, 1848 гг. и судьбой эмиграции и польских ссыльных, отбывавших наказание в Сибири ( в том числе и арест его матери).
Юлиуш Словацкий (1809—1849) — польский поэт и драматург; причисляется к величайшим польским поэтам эпохи Романтизма наряду с Адамом Мицкевичем и Зыгмунтом Красинским.
Интерпретация стихотворения
Стихотворение написано в 1846, в последние год жизни, в мистической период творчества.
Лирический субъект стихотворения – человеческий дух, упорно следующий к цели, генерирующий наиболее совершенную форму в произведении определяется как солнечный свет. Лейтмотив ангела символизирует разные по значению миры: "огненный ангел", "левый" - земное, несовершенное и "светлый ангел" - внеземной, достигаемый через несколько воплощений духа.
Дополнительный мотив "могила, как белая чаша прекрасная" не означает конец земных странствий человека, но, с точки зрения духа, становится местом для преобразования в форму более совершенную. Так создана совершенная картина, освещённая ярким светом и белыми лилиями, нежными звуками музыки – литературно претворённый образ полотна великого Рафаэля ?Коронация Девы Марии?(1502).
Путь к совершенству прерывает " ангел огненный " - идея земной любви, и именно он велит очищающему "... огню погаснуть, /музыке умолкнуть – душе угаснуть" (в оригинале – ?уснуть? – Н.М.), лишив дух активности и совершенства. В идее романтического понимания мира любовь становится решающим фактором в судьбе человека, в стихотворении это показано в соответствии с концепцией Генезиса Духа (сформулированного Ю.Словацким – Н.М.), когда чувство преобразуются между человеком и бесплотным живым духом.
Источник: S;ownik Encyklopedyczny LITERATURA POLSKA Wydawnictwo Europa
Относительно фрагмента – ?…молишься на сапфир святый?. Возможное объяснение – на странице Википедии. Привожу дословно, чтобы не приводить ссылку, которая весьма длинна и в связи с этим ненадёжна.
Итак.
?Сапфир святого Эдуарда — камень тёмно-голубого цвета массой 167 карат, огранённый в форме розы. Установлен в центре верхнего креста, венчающего Корону Британской империи. Его можно увидеть в экспозиции лондонского Тауэра.
Согласно легенде английский король Эдуард Исповедник носил этот сапфир в перстне. Однажды, по пути на мессу в часовню, к нему обратился нищий. Так как король уже раздал в виде милостыни все имеющиеся у него деньги, то он снял с пальца перстень и отдал его нищему. Много лет спустя два паломника из Святой земли возвратили перстень королю, рассказав такую историю: в Святой земле они встретили старика, который утверждал, что он святой Иоанн, что он долгое время бродит по земле в облике нищего, и что однажды король вручил ему этот перстень. Он благословил короля за его великодушие и пообещал, что они скоро встретятся в раю. В 1066 году король умер и был захоронен вместе с сапфировым перстнем. Когда, двести лет спустя, его гроб был открыт, то тело Эдуарда Исповедника было найдено прекрасно сохранившимся. Аббат Вестминстерского аббатства снял перстень с руки короля и передал в королевскую сокровищницу. С тех пор сапфир святого Эдуарда является частью Драгоценностей Короны...?
В течение многих столетий православные верующие молятся Святому Эдуарду о даровании исцеления, сохранения брака и о примирении супругов.
Из биографии поэта известно, что во время Ноябрьского восстания он вместе с Сэймом находился в Лондоне, где, как легко догадаться, познакомился с легендой о Святом Эдуарде (по крайней мере, мне так представляется).
Оригинал стихотворения:
http://literat.ug.edu.pl/jswiersz/076.htm
Метки: