О телеологии перевод на украинский

?О телеологии? (Генрих Гейне, перевод на русский Алексея Толстого, http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/geyne90.html)

Для движенья — труд нелишний! —
Две ноги нам дал всевышний,
Чтоб не стали мы все вместе,
Как грибы, торчать на месте.
Жить в застое род людской
Мог бы и с одной ногой.
Дал господь два глаза нам,
Чтоб мы верили глазам.
Верить книгам да рассказам
Можно и с единым глазом, —
Дал два глаза нам всесильный,
Чтоб могли мы видеть ясно,
Как, на радость нам, прекрасно
Он устроил мир обильный.
А средь уличного ада
Смотришь в оба поневоле:
Чтоб не стать, куда не надо,
Чтоб не отдавить мозоли, —
Мы ведь горькие страдальцы,
Если жмет ботинок пальцы.
Две руки даны нам были,
Чтоб вдвойне добро творили, —
Но не с тем, чтоб грабить вдвое,
Прикарманивать чужое,
Набивать свои ларцы,
Как иные молодцы.
(Четко их назвать и ясно
Очень страшно и опасно.
Удавить бы! Да беда:
Всё большие господа —
Меценаты, филантропы,
Люди чести, цвет Европы!
А у немцев нет сноровки
Для богатых вить веревки).
Нос один лишь дал нам бог,
Два нам были бы невпрок:
Сунув их в стакан, едва ли
Мы б вина не разливали.
Бог нам дал один лишь рот,
Ибо два — большой расход.
И с одним сыны земли
Наболтали, что могли, —
А двуротый человек
Жрал и лгал бы целый век.
Так — пока во рту жратва,
Не бубнит людское племя,
А имея сразу два —
Жри и лги в любое время.
Нам господь два уха дал.
В смысле формы — идеал!
Симметричны, и равны,
И чуть-чуть не столь длинны,
Как у серых, не злонравных
Наших родственников славных.
Дал господь два уха людям,
Зная, что любить мы будем
То, что пели Моцарт, Глюк...
Будь на свете только стук,
Грохот рези звуковой,
Геморроидальный вой
Мейербера — для него
Нам хватило б одного.
Тевтолинде в поученье
Врал я так на всех парах.
Но она сказала: ?Ах!
Божье обсуждать решенье,
Сомневаться, прав ли бог, —
Ах, преступник! Ах, безбожник!
Видно, захотел сапог
Быть умнее, чем сапожник!
Но таков уж нрав людской, —
Чуть заметим грех какой:
Почему да почему?..
Друг, я верила б всему!
Мне понятно то, что бог
Мудро дал нам пару ног,
Глаз, ушей и рук по паре,
Что в одном лишь экземпляре
Подарил нам рот и нос.
Но ответь мне на вопрос:
Почему творец светил
Столь небрежно упростил
Ту срамную вещь, какой
Наделен весь пол мужской,
Чтоб давать продленье роду
И сливать вдобавок воду?
Друг ты мой, иметь бы вам
Дубликаты — для раздела
Сих важнейших функций тела, —
Ведь они, по всем правам,
Сколь для личности важны,
Столь, разно, и для страны.
Девушку терзает стыд
От сознанья, что разбит
Идеал ее, что он
Так банально осквернен.
И тоска берет Психею:
Ведь какой свершила тур,
А под лампой стал пред нею
Меннкен-Писсом бог Амур!?
Но на сей резок простой
Я ответил ей: ?Постой,
Скуден женский ум и туг!
Ты не видишь, милый друг,
Смысла функций, в чьем зазорном,
Отвратительном, позорном,
Ужасающем контрасте —
Вечный срам двуногой касте.
Пользу бог возвел в систему:
В смене функции машин
Для потребностей мужчин
Экономии проблему
Разрешил наш властелин.
Нужд вульгарных и священных,
Нужд пикантных и презренных
Существо упрощено,
Воедино сведено.
Та же вещь мочу выводит
И потомков производит,
В ту же дудку жарит всяк —
И профессор и босяк.
Грубый перст и пальчик гибкий —
Оба рвутся к той же скрипке.
Каждый пьет, и жрет, и дрыхнет,
И все тот же фаэтон
Смертных мчит за Флегетон?.
Друг, что слышу! Распростился
Со своей ты толстой Ганной
И как будто соблазнился
Длинной, тощей Марианной!
В жизни все бывает с нами, —
Плотью всякий рад прельститься, -
Но заигрывать с мощами...
Этот грех нам не простится.
Что за наважденье ада!
Это действует лукавый, —
Шепчет: толстых нам не надо, —
И мы тешимся с костлявой.

?ПРО ТЕЛЕОЛОГ?Ю*? (в?льний переклад П.Голубкова)

Нам для руху - труд незайвий! -
Дв? ноги Всевишн?й дав нам,
Щоб не стали вс? ми, браття,
Разом, як гриби, стирчати.
М?г би р?д людський в засто?
З одн??ю жить ногою.
Дав господь два ока нам,
Щоб ми в?рили очам.
Книгам в?рити й пророкам
Можна ? з ?диним оком, -
Дав два ока нам, нещасним,
Щоб вс? бачили ми ясно,
Як, на рад?сть нам, прекрасно
Влаштував в?н св?т наш рясний.
Серед пекла просто неба
Сл?д дивитись мимовол?:
Щоб не стати, де не треба,
В?ддавивши вс?м мозол?, -
Адже ми г?рк? страждальц?,
Якщо тисне чоб?т пальц?.
Дв? руки дан? нам були,
Вдв?ч? щоб добро творили, -
А не грабували ще,
В?дбираючи чуже,
Набиваючи парц?,
Як вс? ?нш? молодц?.
(Ч?тко ?х назвати, важних,
Небезпечно й дуже страшно.
Задушити б! Та б?да:
Вс? пани велик? та
Меценати, ф?лантропи,
Люди чест?, кв?т ?вропи!
А у н?мц?в вправн?сть - дзуськи
Вити для пан?в мотузки).
Н?с один лише дав бог,
Два носи були б невпрок:
Як у склянку б ?х сували,
Ми б вино не розливали.
Бог нам дав один лише рот,
Зменшив словооборот.
? з одним сини земл?
Набовтали, що могли, -
А двуротий чолов?к
Жер й брехав би ц?лий в?к.
Поки в рот? в нас - жратва,
Не бубонить кожен з нас,
Маючи ж в?дразу два -
? жери, й бреши весь час.
Нам Господь два вуха дав.
В сенс? форми - ?деал!
Симетричн?, р?вн?, ?
Не тако? довжини,
Як у с?рих, не злонравних
Родич?в вс?х наших славних.
Дав господь два вуха людям,
Знаючи: любити будем
Те, що грали Моцарт, Глюк...
Будь на св?т? т?льки стук,
Гурк?т р?з? звуково?,
Геморо?дальн? во?
Мей?рбера - для нього
Вистачало б одного.
Тевтол?нду щоб повчити,
Я брехав на вс?х парах.
Та вона сказала: ?Ах!
Боже р?шення судити,
Сумн?ви, чи правий бог, -
Ах, безбожник! Ах, злочинець!
Бути захот?в м?зинець
Розумн?ше н?г аж двох!
Норов вже такий людський, -
Ледь пом?тив гр?х який:
Те чому ? те чому?..
Друг, я в?рила б всьому!
Зрозум?ло, що бог зм?г
Мудро дати пару н?г,
Вух, очей, ? рук по пар?,
Що в одному екземпляр?
Дав Господь нам н?с ? рот.
Запитання ж таке от:
Для чого творець св?тил
Так недбало р?ч спростив
Сором?цьку, ту, якою
В чолов?чу стать пристро?в,
Щоб давати зерна роду
? зливати з т?ла воду?
Друг ти м?й, як мати б вам
Дубл?кати - для розд?лу
Цих важливих функц?й т?ла, -
Бо вони, по вс?м правам,
Як важлив? для людини,
Так ? для вс??й кра?ни.
Д?вчину терза? стид
В?д св?домост?: розбит
?деал ??, що в?н
Так банально втратив чин.
Туга зла бере Психею:
Бо який зд?йснила тур,
В св?тл? ж лампи перед нею
Меннкен-П?ссом** бог Амур!?
Та на цей простий резон
В?дпов?в я ?й: ?Пардон,
Розум дам м?зерний дуже!
Ти не бачиш, любий друже,
Сенсу функц?й в т?м, що,може,
? з негожим трохи схожим,
Страх?тливому контраст? -
В?чний стид людсько? касти.
Користь бог зв?в у систему:
В зм?н? функц?? гр?х?в
Для потреб чолов?к?в
Економ?? проблему
Вир?шити в?н хот?в.
? вульгарних, ? священних,
? п?кантних, ? мерзенних
Богом було спрощено,
Во?дино зведено.
Сечу в н?м та ж р?ч виводить,
Що йому нащадк?в робить,
В одну дудку смажить всяк -
? професор ? босяк.
Грубий перст ? пальчик ж?нки -
Рвуться до т??? ж скрипки.
Кожен п'?, жере, ? дрихне,
? все той же фаетон
Смертних мчить за Флегетон?.
Друг, що чую! Розпрощався
Ти з сво?й товстою Ганною
Начебто вже спокусився
Ти худою Мар?анною!
Все в житт? бува? з нами, -
Плоттю всякий спокуситься, -
Але гратися з мощами...
Гр?х такий нам не проститься.
Що за мара – пекла, неба?
Мабуть, д?? сам лукавий, -
Шепче: нам товстих не треба, -
? ми т?шимось з к?стлявою.
-----------------------------------------------------------
* Телеология (от греч. ;;;;;;;, ?заключительный, совершенный? + логос - учение) - онтологическое учение о целесообразности бытия, оперирующее наличием разумной творческой воли (Творца). Ставит перед собой задачу ответить на вопрос ?зачем, с какой целью?? без анализа причинно-следственной связи явлений.
** Manneken Pis (Писающий мальчик) - бронзовая скульптура-фонтан, изображающая голенького карапуза, символ Брюсселя.


Метки:
Предыдущий: Ослы-избиратели перевод на украинский
Следующий: Томас Хиггинсон. Жизнь Эмили Дикинсон. 1407