Из Тараса Шевченко. Переводы с украинского
Тарас Шевченко
*
А. О. Козачковскому
Давно, припоминаю, в школе
у нас учителем был дьяк.
Стащу тихонечко пятак –
убогий сам, едва не голый, –
бумаги лист себе куплю,
в укромном месте сотворю
я книжку малую. Крестами,
ещё узорами, цветами
вокруг листочки обведу,
чтоб списывать Сковороду,
то ль ?Трие цари со дары?.
А сам же в зарослях травы,
от глаз, ушей чужих скрываясь,
я плачу, напевая.
Судьба под старость мне опять
в бурьяне прятаться, стихами
пестрить бумагу и слезами
умывшись, песни распевать…
И тяжко плакать… И не знаю,
за что меня Господь карает?
Что в школе мучился и рос,
глупцу седеть там довелось
и умереть?.. Да, понимаю:
пятак всему тому виной,
что у дьяка украден мной.
Вот так Господь меня карает…
Оригинал
*
А. О. Козачковському*
Давно те д?ялось. Ще в школ?,
Таки в учителя-дяка**,
Гарненько вкраду п’ятака —
Бо я було трохи не голе,
Таке убоге — та й куплю
Паперу аркуш. ? зроблю
Маленьку книжечку. Хрестами
? везерунками з кв?тками
Кругом листочки обведу.
Та й списую Сковороду
Або ?Три цар?? со дари?***.
Та сам соб? у бур’ян?,
Щоб не почув хто, не побачив,
Висп?вую та плачу.
? довелося знов мен?
На стар?сть з в?ршами ховатись,
Мережать книжечки, сп?вати
? плакати у бур’ян?.
? тяжко плакать. ? не знаю,
За що мене Господь кара??
У школ? мучилось, росло,
У школ? й сив?ть довелось,
У школ? дурня й поховають.
А все за того п’ятака,
Що вкрав маленьким у дяка,
Отак Господь мене кара?.
*
Течёт вода из-за гая
под горой высокой.
Утята стайкой плещутся,
вьются средь осоки.
А уточка выплывает
с селезнем за ними.
Ряску ест, перекликаясь
с детками своими.
Оригинал
*
Тече вода ?з-за гаю
та поп?д горою.
Хлюпочуться качаточки
пом?ж осокою.
А качечка виплива?
з качуром за ними.
Ловить ряску, розмовля?
з д?тками сво?ми.
Завет****
Как умру, похороните
мой прах на могиле*****
там, где степи бескрайние,
в Украине милой.
Крылья нив широкополых,
Днепр в прибрежных кручах
чтоб виднелись, доносилось,
как ревёт ревучий.
Понесёт из Украины
прочь - в синее море -
вражью кровь… и вот тогда я
и поля, и горы –
всё покину в устремленьи
к самому лишь богу,
чтоб молиться. А до часа
я не знаю бога.
И, земле предав, вставайте,
оковы порвите
и вражьей лихою кровью
волю окропите.
И меня в семье великой,
в семье вольной, новой
помянуть не позабудьте
незлым тихим словом.
Оригинал
Запов?т
Як умру, то поховайте
Мене на могил?,
Серед степу широкого,
На Вкра?н? мил?й,
Щоб лани широкопол?,
? Дн?про, ? круч?
Було видно, було чути,
Як реве ревучий.
Як понесе з Укра?ни
У син?? море
Кров ворожу... отод? я
? лани, ? гори —
Все покину, ? полину
До самого бога
Молитися... а до того
Я не знаю бога.
Поховайте та вставайте,
Кайдани порв?те
? вражою злою кров’ю
Волю окроп?те.
? мене в с?м’? велик?й,
В с?м’? вольн?й, нов?й,
Не забудьте пом’янути
Незлим тихим словом.
* Козачковський Андр?й Осипович (1812 — 1889) — л?кар, приятель Шевченка. Народився в Переяслав? (тепер м?сто Переяслав-Хмельницький Ки?всько? област?) в родин? ректора сем?нар??. У 1835 р. зак?нчив Петербурзьку медико-х?рург?чну академ?ю ? служив у морському в?домств?. Восени 1841 або на початку 1842 року познайомився з Шевченком ? до к?нця його життя п?дтримував з ним дружн? вза?мини.
** ...в учителя-дяка... — Автоб?ограф?чна деталь: Шевченко вчився у кирил?вського дяка Павла Рубана (пр?звисько — Совгир), а п?сля смерт? батьк?в, за його словами, ?приютился... у дьячка (Петра Богорського. — Ред.) в школе в виде школяра-попыхача?. У пов?ст? ?Княгиня? ? згадка про зошит ?з сковородинськими псальмами, що належав дяку Рубану. Оск?льки дал? мова йде про списування Сковороди, то, очевидно, саме у дяка Рубана ? взяв майбутн?й поет п’ятака, щоб купити паперу для письма.
*** ?Три цар?? со дари?. — Йдеться про колядку (чи псальму), в як?й осп?вуються три цар?, що, за легендою, приходили в?тати народження Христа. Колядок з цим мотивом ? к?лька. ?. Франко вважав, що Шевченко ма? на уваз? колядку ?Радость нам ся явля?...?, друга строфа яко? почина?ться рядками:
Три? цар? со дари
Христу поклон отдали
(Франко ?. Наш? коляди. — Льв?в, 1890. — С. 6).
Аналог?чний мотив зустр?ча?ться й у псальмах ? Вси языцы купно лицы...?, ?Бог предвечный народился...?, в яких в?дпов?дно ? рядки:
Трие цари текут со дари
Рожденна витати
(Богогласник. — 1850. — С. 7); /593/
Трие цари идут со дары
До Вифлеема м?ста
(Богогласник. — 1885. — С. 8).
[Тарас Шевченко. З?брання твор?в: У 6 т. — К., 2003. — Т. 2: Поез?я 1847-1861. — С. 58-61; 590-593.]
**** Зб?рка ?Три л?та?, Ки?в, ?Веселка?, 1987. – с. 65.
***** Могила, -ы; ж.
1.
Яма для погребения умершего. Опустить гроб в могилу. Рыть, копать могилу кому-л. (также: готовить гибель, строить козни). Смотреть, глядеть в могилу (быть близким к смерти). // Место погребения; холм (обычно с каким-л. сооружением) на месте погребения. Прийти на могилу. Принести цветы на могилу матери. Братская м. (общее место погребения одновременно погибших где либо). Могила Неизвестного солдата (мемориальное сооружение на месте погребения останков неизвестного воина в память о всех погибших на войне).
Большой энциклопедический словарь.
2. Могила, могилка – холм, курган, насыпь над древним захоронением. М. разбросаны по всей степной Украине. Выражение Т. Шевченко ?на могиле? скорее относится не к обряду предания праха земле - он именно указывает место захоронения. Т. Шевченко завещал похоронить себя по казацкому обряду – с насыпкой холма на месте захоронения. (С).
Могила Шевченко. Тарас Григорьевич Шевченко был похоронен 12 марта 1861 года (по новому стилю) на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге у здания Церкви Смоленской иконы Божией Матери. Спустя два месяца в соответствии с его завещанием, Шевченко перезахоронили на территории Украины. В 1989 году на месте первого захоронения был установлен валун из гранита.
Могила Тараса Григорьевича Шевченко в Каневе на Чернечьей горе является одним из самых почитаемых мест для украинского народа. Входит в состав Шевченковского национального заповедника наряду с рядом музеев. Над могилой возвышается гранитный памятник (скульптор Матвей Манизер, 1939). Википедия.
*
А. О. Козачковскому
Давно, припоминаю, в школе
у нас учителем был дьяк.
Стащу тихонечко пятак –
убогий сам, едва не голый, –
бумаги лист себе куплю,
в укромном месте сотворю
я книжку малую. Крестами,
ещё узорами, цветами
вокруг листочки обведу,
чтоб списывать Сковороду,
то ль ?Трие цари со дары?.
А сам же в зарослях травы,
от глаз, ушей чужих скрываясь,
я плачу, напевая.
Судьба под старость мне опять
в бурьяне прятаться, стихами
пестрить бумагу и слезами
умывшись, песни распевать…
И тяжко плакать… И не знаю,
за что меня Господь карает?
Что в школе мучился и рос,
глупцу седеть там довелось
и умереть?.. Да, понимаю:
пятак всему тому виной,
что у дьяка украден мной.
Вот так Господь меня карает…
Оригинал
*
А. О. Козачковському*
Давно те д?ялось. Ще в школ?,
Таки в учителя-дяка**,
Гарненько вкраду п’ятака —
Бо я було трохи не голе,
Таке убоге — та й куплю
Паперу аркуш. ? зроблю
Маленьку книжечку. Хрестами
? везерунками з кв?тками
Кругом листочки обведу.
Та й списую Сковороду
Або ?Три цар?? со дари?***.
Та сам соб? у бур’ян?,
Щоб не почув хто, не побачив,
Висп?вую та плачу.
? довелося знов мен?
На стар?сть з в?ршами ховатись,
Мережать книжечки, сп?вати
? плакати у бур’ян?.
? тяжко плакать. ? не знаю,
За що мене Господь кара??
У школ? мучилось, росло,
У школ? й сив?ть довелось,
У школ? дурня й поховають.
А все за того п’ятака,
Що вкрав маленьким у дяка,
Отак Господь мене кара?.
*
Течёт вода из-за гая
под горой высокой.
Утята стайкой плещутся,
вьются средь осоки.
А уточка выплывает
с селезнем за ними.
Ряску ест, перекликаясь
с детками своими.
Оригинал
*
Тече вода ?з-за гаю
та поп?д горою.
Хлюпочуться качаточки
пом?ж осокою.
А качечка виплива?
з качуром за ними.
Ловить ряску, розмовля?
з д?тками сво?ми.
Завет****
Как умру, похороните
мой прах на могиле*****
там, где степи бескрайние,
в Украине милой.
Крылья нив широкополых,
Днепр в прибрежных кручах
чтоб виднелись, доносилось,
как ревёт ревучий.
Понесёт из Украины
прочь - в синее море -
вражью кровь… и вот тогда я
и поля, и горы –
всё покину в устремленьи
к самому лишь богу,
чтоб молиться. А до часа
я не знаю бога.
И, земле предав, вставайте,
оковы порвите
и вражьей лихою кровью
волю окропите.
И меня в семье великой,
в семье вольной, новой
помянуть не позабудьте
незлым тихим словом.
Оригинал
Запов?т
Як умру, то поховайте
Мене на могил?,
Серед степу широкого,
На Вкра?н? мил?й,
Щоб лани широкопол?,
? Дн?про, ? круч?
Було видно, було чути,
Як реве ревучий.
Як понесе з Укра?ни
У син?? море
Кров ворожу... отод? я
? лани, ? гори —
Все покину, ? полину
До самого бога
Молитися... а до того
Я не знаю бога.
Поховайте та вставайте,
Кайдани порв?те
? вражою злою кров’ю
Волю окроп?те.
? мене в с?м’? велик?й,
В с?м’? вольн?й, нов?й,
Не забудьте пом’янути
Незлим тихим словом.
* Козачковський Андр?й Осипович (1812 — 1889) — л?кар, приятель Шевченка. Народився в Переяслав? (тепер м?сто Переяслав-Хмельницький Ки?всько? област?) в родин? ректора сем?нар??. У 1835 р. зак?нчив Петербурзьку медико-х?рург?чну академ?ю ? служив у морському в?домств?. Восени 1841 або на початку 1842 року познайомився з Шевченком ? до к?нця його життя п?дтримував з ним дружн? вза?мини.
** ...в учителя-дяка... — Автоб?ограф?чна деталь: Шевченко вчився у кирил?вського дяка Павла Рубана (пр?звисько — Совгир), а п?сля смерт? батьк?в, за його словами, ?приютился... у дьячка (Петра Богорського. — Ред.) в школе в виде школяра-попыхача?. У пов?ст? ?Княгиня? ? згадка про зошит ?з сковородинськими псальмами, що належав дяку Рубану. Оск?льки дал? мова йде про списування Сковороди, то, очевидно, саме у дяка Рубана ? взяв майбутн?й поет п’ятака, щоб купити паперу для письма.
*** ?Три цар?? со дари?. — Йдеться про колядку (чи псальму), в як?й осп?вуються три цар?, що, за легендою, приходили в?тати народження Христа. Колядок з цим мотивом ? к?лька. ?. Франко вважав, що Шевченко ма? на уваз? колядку ?Радость нам ся явля?...?, друга строфа яко? почина?ться рядками:
Три? цар? со дари
Христу поклон отдали
(Франко ?. Наш? коляди. — Льв?в, 1890. — С. 6).
Аналог?чний мотив зустр?ча?ться й у псальмах ? Вси языцы купно лицы...?, ?Бог предвечный народился...?, в яких в?дпов?дно ? рядки:
Трие цари текут со дари
Рожденна витати
(Богогласник. — 1850. — С. 7); /593/
Трие цари идут со дары
До Вифлеема м?ста
(Богогласник. — 1885. — С. 8).
[Тарас Шевченко. З?брання твор?в: У 6 т. — К., 2003. — Т. 2: Поез?я 1847-1861. — С. 58-61; 590-593.]
**** Зб?рка ?Три л?та?, Ки?в, ?Веселка?, 1987. – с. 65.
***** Могила, -ы; ж.
1.
Яма для погребения умершего. Опустить гроб в могилу. Рыть, копать могилу кому-л. (также: готовить гибель, строить козни). Смотреть, глядеть в могилу (быть близким к смерти). // Место погребения; холм (обычно с каким-л. сооружением) на месте погребения. Прийти на могилу. Принести цветы на могилу матери. Братская м. (общее место погребения одновременно погибших где либо). Могила Неизвестного солдата (мемориальное сооружение на месте погребения останков неизвестного воина в память о всех погибших на войне).
Большой энциклопедический словарь.
2. Могила, могилка – холм, курган, насыпь над древним захоронением. М. разбросаны по всей степной Украине. Выражение Т. Шевченко ?на могиле? скорее относится не к обряду предания праха земле - он именно указывает место захоронения. Т. Шевченко завещал похоронить себя по казацкому обряду – с насыпкой холма на месте захоронения. (С).
Могила Шевченко. Тарас Григорьевич Шевченко был похоронен 12 марта 1861 года (по новому стилю) на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге у здания Церкви Смоленской иконы Божией Матери. Спустя два месяца в соответствии с его завещанием, Шевченко перезахоронили на территории Украины. В 1989 году на месте первого захоронения был установлен валун из гранита.
Могила Тараса Григорьевича Шевченко в Каневе на Чернечьей горе является одним из самых почитаемых мест для украинского народа. Входит в состав Шевченковского национального заповедника наряду с рядом музеев. Над могилой возвышается гранитный памятник (скульптор Матвей Манизер, 1939). Википедия.
Метки: