Из Сальваторе Квазимодо. Возвращения
ВОЗВРАЩЕНИЯ
(из сборника ?Воды и земли?, 1930)
Отдых ночной на Пьяцца Навона.
Я улегся спиной на стульях плетеных (1),
и глаза, рисуя в небе линии и спирали,
звезды в созвездья соединяли, –
звезды, что я в детстве следил,
растянувшись на гальке Платани (2),
во тьме повторяя слова молитв.
И, заложив под голову руки,
я вспоминал свои возвращенья:
как пахли, сушась на террасе, фрукты,
имбирь, пучки левкоя, лаванды;
и хотелось тихо тебе прочитать
(мы с тобою, мама, сидели в углу, в полумраке)
о блудном сыне притчу в Писанье –
ту, что со мною делила молчанье,
как ритм, что начинает звучать
в такт с шагами, невольно.
Но тот, кто умер – уже не вернется (3),
и даже для матери не остается
времени, когда позовет дорога.
Я вновь уходил, под ночным покровом,
как тот, кто больше всего боится,
что после рассвета уйти не решится.
Я шел, и дорога мне песни дарила,
я пел, и зерном наливались колосья,
цветами белели рощи оливок
меж синими льнами и белым жасмином;
и вторила, пылью клубясь, дорога
напеву людскому, и скрипу повозок в ночи,
и фонарикам, что качались убого,
под дугою мерцая, как светлячки (4).
1) Пьяцца Навона – площадь в Риме. В одном из ее переулков издавна помещаются мастерские ремесленников, делающих стулья, табуреты, кресла – деревянные, плетеные из лозы, соломенные. Летом часть этой продукции оставляют на открытом воздухе и ночью, связывая проволокой или цепью. На пьяцца Навона и в наше время ночуют как бездомные, так и молодые туристы – любители специфической римской экзотики.
2) Платани – река в Сицилии, на родине поэта.
3) Аллюзия на слова из евангельской притчи о блудном сыне. Старшему сыну, недовольному тем, с какой радостью встретили в доме вернувшегося гуляку – младшего, вернувшегося голодным, босым и без копейки, отец отвечает: ?Сын мой! ты всегда со мною, и всё мое – твое, но о том надо радоваться и веселиться, что этот твой брат был мертв – и ожил, казалось, пропал – и вот, нашелся? (Лк. 15:11-32).
4)Моя вольность. В итальянской упряжи, в отличие от русской, дуга не используется. Куда в Италии крепили такие лампочки на конных повозках, я не знаю, а автор не уточняет.
На фото - пьяцца Навона во 2 половине XIX века.
(из сборника ?Воды и земли?, 1930)
Отдых ночной на Пьяцца Навона.
Я улегся спиной на стульях плетеных (1),
и глаза, рисуя в небе линии и спирали,
звезды в созвездья соединяли, –
звезды, что я в детстве следил,
растянувшись на гальке Платани (2),
во тьме повторяя слова молитв.
И, заложив под голову руки,
я вспоминал свои возвращенья:
как пахли, сушась на террасе, фрукты,
имбирь, пучки левкоя, лаванды;
и хотелось тихо тебе прочитать
(мы с тобою, мама, сидели в углу, в полумраке)
о блудном сыне притчу в Писанье –
ту, что со мною делила молчанье,
как ритм, что начинает звучать
в такт с шагами, невольно.
Но тот, кто умер – уже не вернется (3),
и даже для матери не остается
времени, когда позовет дорога.
Я вновь уходил, под ночным покровом,
как тот, кто больше всего боится,
что после рассвета уйти не решится.
Я шел, и дорога мне песни дарила,
я пел, и зерном наливались колосья,
цветами белели рощи оливок
меж синими льнами и белым жасмином;
и вторила, пылью клубясь, дорога
напеву людскому, и скрипу повозок в ночи,
и фонарикам, что качались убого,
под дугою мерцая, как светлячки (4).
1) Пьяцца Навона – площадь в Риме. В одном из ее переулков издавна помещаются мастерские ремесленников, делающих стулья, табуреты, кресла – деревянные, плетеные из лозы, соломенные. Летом часть этой продукции оставляют на открытом воздухе и ночью, связывая проволокой или цепью. На пьяцца Навона и в наше время ночуют как бездомные, так и молодые туристы – любители специфической римской экзотики.
2) Платани – река в Сицилии, на родине поэта.
3) Аллюзия на слова из евангельской притчи о блудном сыне. Старшему сыну, недовольному тем, с какой радостью встретили в доме вернувшегося гуляку – младшего, вернувшегося голодным, босым и без копейки, отец отвечает: ?Сын мой! ты всегда со мною, и всё мое – твое, но о том надо радоваться и веселиться, что этот твой брат был мертв – и ожил, казалось, пропал – и вот, нашелся? (Лк. 15:11-32).
4)Моя вольность. В итальянской упряжи, в отличие от русской, дуга не используется. Куда в Италии крепили такие лампочки на конных повозках, я не знаю, а автор не уточняет.
На фото - пьяцца Навона во 2 половине XIX века.
Метки: