Анджей Валигурский Биография
Биография Анджея Валигурского
Источник:
Анджей Валигорский родился 20 октября 1926 года в городе Новы Тарг. Его отец - Болеслав - выходец из Львова, где окончил медицинский факультет. В Новом Тарге он устроился на свою первую работу - врачом в местной больнице. Его жена и мать Анджея - Янина в девичестве Блаховская - изучала гуманитарные науки во Львове и Познани. Среди ее учителей был профессор Ян Каспрович. Незадолго до замужества она работала гувернанткой. Через год после рождения Анджея родилась его сестра Анна. Самые ранние годы своего детства Анджей и Анна провели на Подолье, в деревне Коропец на Днестре, куда семья Валигурских переехала в 1927 году. Болеслав Валигурский получил должность врача в имении графа Бадени и лечил людей со всей округи. Они жили в усадьбе на окраине села, где пробыли до 1936 года. Маленький Анджей часто сопровождал отца в поездках к больным. Летом ездили на телеге , зимой запрягали сани. Анджей Валигурский с любовью вспоминал те времена: красота окраин природы, огромные леса, холодные снежные зимы. Анджей впервые столкнулся с радио, когда жил в Коропце. Как он вспоминал много лет спустя: (...) мой отец был единственным - помимо графа - имевшим собственное радио. Оно безжалостно скрипело, и мы мало что слышали, но все набожно сидели вокруг радио. По воскресеньям после обеда семья и друзья собирались, чтобы послушать популярную тогда ?Весёлую Львовскую волну?.
В Коропце Анджей окончил всего три класса начальной школы. В 1936 году Болеслав Валигурский был назначен врачом больничной кассы в селе Городок Ягеллонский подо Львовом (до войны около 16 000 жителей). Кроме поляков там жили украинцы и евреи. В городе была смешанная школа семилетка, был кинотеатр, железная дорога, до Львова ходил автобус. Отец Анджея едли уже не на лошади, а на мотоцикле. В Городке Анджею не понравилось, их семья потеряла положение, которое они имели в Коропце. В Городке Ягеллонском он окончил начальную школу, а в 1939 году сдал вступительные экзамены в гимназию, но учебе помешало начало войны.
Во время войны и оккупации семья Валигурских жила во Львове. Отец, капитан запаса, работал в одной из львовских больниц. Анджей шесть месяцев учился в ремесленном училище, что предотвратило его отправку на принудительные работы в Германию. В 16 лет он начал работать в имении в Дроздово, где работали евреи. Однажды эсэсовцы расстреляли всех работающих там евреев. Анджей в то время был близок к смерти. Он был арестован в ходе облавы и не имел документа, удостоверяющего личность. К счастью, его узнал эсэсовец из военного казино, куда он привозил гусей.
В последние годы войны Анджей и его отец воевали в частях Армии Крайовой. В январе 1945 года доктор Валигурский был арестован НКВД за принадлежность к Армии Крайовой и депортирован в Донецкий бассейн в лагерь на Красном Дону, где находился до октября 1945 года. После освобождения из-за пережитого он умер от сердечного приступа в 1946 году.
После смерти отца Анджей со своей мамой, сестрой и бабушкой Блаховской уехали на Западные территории, в Нижнюю Силезию, в Явор около Легницы. После трех месяцев проживания в Яворе семья Валигурских переехала во Вроцлав. Здесь Анджей начал учиться в художественной школе и одновременно работал в офисе частной компании по установке водопровода. В 1948 году он получил аттестат об окончании средней школы, пройдя два класса за один год.
Анджей Валигорский начал свою журналистскую деятельность еще в 1947 году в "Слове Польском", Валбжихском издании этого журнала. Его отчет о восхождении на шпиль (символ Вроцлавской выставки возвращенных территорий) был перепечатан шестью ежедневными газетами. Два альпиниста приходили ремонтировать кончик шпиля, поврежденный ударом молнии. В то же время написана и статья, озаглавленная ?Валбжиху нужен театр. Кому достанется зал в бывшем доме офицеров?. В последующие годы, помимо своей журналистской работы, Анджей Валигурский учился также в нескольких вузах: Высшей школе изящных искусств, польской филологии, социологии и политической экономии. Он быстро отказывался от полученных знаний, потому что его интересовало слишком много вещей, а на то, что он считал скучным, он не терял времени зря. Этот широкий круг интересов был полезен Анджею Валигурскому в его журналистской и литературной деятельности, которой он мог полностью посвятить себя.
1950 год знаменует собой начало новой главы в жизни Валигурского - он начинает работать на Польской радиостанции во Вроцлаве (как позже вспоминал, уговорила его на это жена). Изменения произошли и в его личной жизни. В 1951 году он женился на Александре. Четыре года семья Валигурских жила в служебной квартире на улице Жолнерской, а после рождения сына Марека переехала на улицу Яворова, где г-жа Валигурская живет до сих пор. Свою работу на Польском радио Анджей Валигурский начал в редакции массового вещания. Писал там программы и репортажи, транслируемых по радио в сельских районах. В этот период были созданы отчеты, которые вошли в книгу ?За лучшее завтра. Репортажи из сельской местности Нижней Силезии?, издаваемую KW PZPR во Вроцлаве. Вскоре Анджея Валигорского перевели в отдел информации, где он писал отчеты о горных работах. И хотя они были написаны ?совершенно серьезно?, что-то привлекло внимание тогдашнего главы PRW, потому что однажды он предложил Валигорскому сделать что-нибудь счастливое для крестьян. По просьбе своего начальника, уже работая в редакции развлекательных программ, он создал персонажей деда Фабиана (его играет актер Адольф Перацкий), бабушки Агатки и внука Мацея. Создана передача ?Поселковый еженедельник?, в результате чего открылась Редакция литературных прослушиваний под руководством Анджея Валигурского. Помимо ?Поселкового Еженедельника?, для горожан была создана радиопостановка аналогичного характера под названием "Местный обзор", главными персонажами которой были Хранитель и Референт, создана Станиславом Игаром и Игорем Пшегродским. Эти передачи были выражением преобладающей в то время тенденции создавать сценические программы, рассчитанные на массовую аудиторию. Общенациональная радиосатира развивалась динамично, и ее охраняли прежде всего варшавские артисты: Ереми Пшибора, Людвик Гурский, Земовит Кунинский, Ежи Медынский, Ежи Вазовский. Самыми популярными регулярными программами этого периода являются ?Универсальный театр Этерек? Пшиборы, более позднее кабаре ?Шпак?, ?Сатирицы перед микрофоном Горского?, ?Истории из этой страны?, ?Кунинский и Мединский? - программы, в которых высмеивались идиотизм и абсурдность. Благодаря Анджею Валигурскому, Польское радио Вроцлава могло похвастаться высоким уровнем и свежестью созданной здесь радиосатиры.
Однако программа, родившаяся в конце 1956 года после потепления октябрьских послаблений в Польше, пользовалась наибольшей симпатией и популярностью во всей стране. Его основным создателем был Валигурский вместе с Влодзимежем Росиньским. Название ?Студия 202? произошло от номера комнаты, в которой находилась редакция. Постепенно круг сотрудников ?Студии 202? расширялся. в 1958 году пришла Ева Шуманьска, в 1963 году - Ежи Дембски. Изабела Собкович, которая отвечала за корректуру текстов, написанных редакторами, а также Ханна Ярош и Станислав Боккенхайм также были приглашены к сотрудничеству. Позывным и девизом ?Studia 202? была и остается музыкальная тема из ?Человека, которого я люблю? Гершвина. Трансляция, изначально неограниченная по времени (обычно более часа), транслировалась в прямом эфире. Он состоял из сцен в стиле абсурдного юмора. Они перемежались поэтическими микрошутками и рекламой (серия ?Анти-озабоченность?), которые по сути были антирекламой, в результате чего ?Студия 202? быстро потеряла обиженных спонсоров. Работа над ?Студией 202? потребовала больших творческих усилий, ведь довольно долгое время программа транслировалась ежедневно, а затем и трижды в неделю. Таким образом, основу передачи составляли серии программ, написанные Анджеем Валигурским, такие как: ?Открытки из Пильчиц?, позже измененные на ?Карловицкие открытки?, пародия на ?Матысяк? - ?Семья Пасиконик?, ?Письма Ансельма Пукалки?, ?Недельный папа?, ?Эй, неряшливый?. В рамках ?Studia 202? также был представлен сериал ?Баллады и романсы?, в котором актеры вроцлавских театров представили стихи Анджея Валигурского. Вместе с Изабелой Собкович они редактировали серию передач Валигурского под названием ?Моя Вроцлавия?. ?Студия 202? также транслировала эпизоды романа Анджея Валигурского ?Доцент Бассет. Ученик профессора Вильчура? и радиосериал ?Приключения Капитана Клуса?. В записи программы приняли участие ведущие вроцлавские авторы: Луция Буржинская, Станислав Игар, Хенрик Хунко, Игорь Пшегродски, Анджей Викрентович, Адам Кулаковский. Анджей Валигурский живо интересовался любительским движением Вроцлава, представляя интересных дебютантов в ?Студии 202?. Среди прочих в эфире пели еще неизвестные Пола Ракса и Анна Герман. Его интерес к молодым артистам также привел к его дальнейшему сотрудничеству с кабаре "Элита" - победителем зимнего студенческого обмена песнями 1969 года. Валигурский сразу же порекомендовал эту группу Ольге Липиньской и постарался, чтобы участники "Элиты" были отправлены на радио по окончании учебы. Итак, первым в театр ?Студия 202? пришел в 1973 году Ян Качмарек, а в 1976, 1978, 1979, 1981 годах поочередно пришли: Влодзимеж Пласкота, Ежи Скочилас, Лешек Недзельский и Станислав Шельц из театра ?Каламбур?. Позднее Валигорский вспоминал: ?Мои коллеги оказались прекрасными журналистами, чуткими к текущим событиям, в основном политическим. Не воспользоваться этим было невозможно. Так они создали радиоверсию кабаре-шоу. Так возникла ?Магазин кабаре Элита?. ?Студия 202? стала фирменным блюдом Вроцлава. Созданы ?экспортные? передачи - ?Студия 203? и ?Студия 204? для программ II и IV Польского радио. Программа III положила начало самому продолжительному сотрудничеству с ?Студией 202?, которое продолжается по сей день. Ролики вроцлавской программы транслировались в популярном журнале ?60 минут в час? и в ?ITR-эре?. В этот период Анджей Валигурский написал новый радиосериал под названием ?Рыцари?, пародия на ?Трилогию? Сенкевича. Главные роли исполняют участники кабаре ?Элита?, а роль Заглобы исполняет сам автор. Продолжили серию ?Письма Володыёвского? и ?Отчеты Скшетуского?. Анджей Валиуорский был также автором, вероятно, первой радиопостановки в польском радио, вещающей в стереорежиме. Эта передача, вышедшая в эфир 25 февраля 1973 года, называлась "Stereopyzy" и была радиошуткой. Радиоспектакль ?Стереотипы? был того же типа, представленный двумя месяцами позже. В тех же семидесятых Валигурский читал в утреннем журнале ?Одра? свои остроумные колонки. Большинство из них было посвящено авторским наблюдениям над социально-политической ситуацией во Вроцлаве. Анджей Валигурский вместе с другими авторами "Студия 202" и ?Impart? был также создателем стереофонических и сценических концертов под названием ?Мы, вроцлавцы?. Несмотря на тяжелые времена, Валигорский очень хорошо справлялся с цензурой. Однако в 1968 году его допросила тайная полиция и ему пригрозили отстранением от радио. Тот факт, что он был избран председателем производственного совета и занимал эту должность три срока, спас его от увольнения.
В день объявления военного положения Польская радиостанция стала военизированной единицей. Полковник Грымин был назначен комиссаром по радио и после 3-х передач заморозил ?Студию 202? до отмены военного положения. После возобновления деятельности "Студия 202" транслировала только одну 30-минутную программу в неделю, и это состояние сохранилось до наших дней. Последним циклом Анджея Валигурского, написанным для ?Студии 202?, был ?The Caringtons?. Многие годы Валигурский, хотя и не любил сцену, выступал вместе с кабаре ?Элита?. Специально для сцены он написал две серии: ?Теле- дискуссии? (1980) и ?Теле-абрикосы?, в которых юмористически обсуждается политическая и экономическая ситуация в стране. В конце 80-х Валигурский вместе с кабаре ?Элита? основал агентство ?Элита?, которое занималось организацией их выступлений и изданием плакатов и кассет.
Помимо деятельности на радио, Анджей Валигурский был тесно связан с кабаре Вроцлава. И, как и положено плодовитому сатирику, он создал свои собственные группы кабаре. Первым из них было кабаре ?Зелёная летучая мышь?, основанное вместе с Адамом Бароном. А в конце 1960-х годов было основано кабаре ?Дрептак?, действующее при Театре комедии и сцены Богуслава Литвинца. ?Дрептак? порадовал зрителей шестью спектаклями, которые ставились примерно с интервалом в год на сцене Клуба журналистов на улице Яворовой. В семье Дрептаков были актеры вроцлавских театров: Марта Лавинская, Ирена Ремишевска, Павел Галия, Фердинанд Матисик, Станислав Михалик, Анджей Мрозек и Витольд Пиркош, которые также поставили эти постановки. Еще одним важным элементом творчества Анджея Валигурского были песни, а точнее так называемые баллады, музыку к которым позднее сочиняли разные композиторы.
Первая песня была написана в 1951–1953 годах для группы Наташи Зылской, с которой автор сотрудничал. И хотя он редко писал песни на заказ, в 1950-х годах он также присоединился к Воинской сцене Силезии. Благодаря этому сотрудничеству, такие хиты, как: ?Такие разрывы не из легких?, ?Все зависит от солдат? и ?Старший сержант?. Песни А. Валигурского исполняли Слава Пшибыльская и Мария Котербская. Но он считал Тадеуша Хилу самым совершенным исполнителем своих текстов. Этот композитор сочинил музыку к текстам Валигурского и с большим успехом исполнил их на фестивале в Ополе. Песня под названием ?Widmo? стала первой, которая имела успех. В последующие годы аплодировали: ?Балладе о Зенке, каторый лук натянул?, ?Балладе о польской мумии на берегу Нила?, ?Балладе о польском мастере? и самый крупный хит - ?Балладе о Цысоже?. На сцене амфитеатра Ополе лирику А. Валигурского, наряду с музыкой Катажины Гертнер, также исполняли: Алина Яновская (?Рапсовое Лето?) и Ига Цембжиньска (?Ах, это была история?). Вторым после Тадеуша Хиле исполнителем стихов Анджея Валигурского стал Олег Гротовский - он записал около тысячи песен. Песни Валигурского на музыку Влодзимежа Пласкоты также разнообразили программы ?Студии 202?. Большим творческим достижением Анджея Валигурского стало появление его произведений на сцене театра. В 1956 году Польский театр во Вроцлаве поставил пародию Валигурского на ?Табачную дорогу? Эрскина Колдуэлла под названием ?Табачная тропа?. Анджей Валигурский также написал новые эскизные тексты для "Принцессы Турандот" - комедии Карла Гоцци dell'arte в постановке Генрика Томашевского, премьера которой состоялась в декабре 1974 года в Польском театре. В 1979 г. на малой сцене Люблинского театра ?Редута 70? был поставлен спектакль Валигурского ?Quo vadis cabaret? в постановке Я. Урыги. В творчестве Анджея Валигурского также есть сценарии фильмов: ?Через год, через день, в мгновение?, написанные совместно с С. Ленартовичем, и неопубликованная ?Последняя платформа?. Анджей Валигурски внезапно скончался от сердечного приступа 14 мая 1992 года. Ему было 66 лет. Его именем названы почетные статуэтки, которыми ?Студия 202? ежегодно награждает выдающихся польских сатириков.
Источник:
Анджей Валигорский родился 20 октября 1926 года в городе Новы Тарг. Его отец - Болеслав - выходец из Львова, где окончил медицинский факультет. В Новом Тарге он устроился на свою первую работу - врачом в местной больнице. Его жена и мать Анджея - Янина в девичестве Блаховская - изучала гуманитарные науки во Львове и Познани. Среди ее учителей был профессор Ян Каспрович. Незадолго до замужества она работала гувернанткой. Через год после рождения Анджея родилась его сестра Анна. Самые ранние годы своего детства Анджей и Анна провели на Подолье, в деревне Коропец на Днестре, куда семья Валигурских переехала в 1927 году. Болеслав Валигурский получил должность врача в имении графа Бадени и лечил людей со всей округи. Они жили в усадьбе на окраине села, где пробыли до 1936 года. Маленький Анджей часто сопровождал отца в поездках к больным. Летом ездили на телеге , зимой запрягали сани. Анджей Валигурский с любовью вспоминал те времена: красота окраин природы, огромные леса, холодные снежные зимы. Анджей впервые столкнулся с радио, когда жил в Коропце. Как он вспоминал много лет спустя: (...) мой отец был единственным - помимо графа - имевшим собственное радио. Оно безжалостно скрипело, и мы мало что слышали, но все набожно сидели вокруг радио. По воскресеньям после обеда семья и друзья собирались, чтобы послушать популярную тогда ?Весёлую Львовскую волну?.
В Коропце Анджей окончил всего три класса начальной школы. В 1936 году Болеслав Валигурский был назначен врачом больничной кассы в селе Городок Ягеллонский подо Львовом (до войны около 16 000 жителей). Кроме поляков там жили украинцы и евреи. В городе была смешанная школа семилетка, был кинотеатр, железная дорога, до Львова ходил автобус. Отец Анджея едли уже не на лошади, а на мотоцикле. В Городке Анджею не понравилось, их семья потеряла положение, которое они имели в Коропце. В Городке Ягеллонском он окончил начальную школу, а в 1939 году сдал вступительные экзамены в гимназию, но учебе помешало начало войны.
Во время войны и оккупации семья Валигурских жила во Львове. Отец, капитан запаса, работал в одной из львовских больниц. Анджей шесть месяцев учился в ремесленном училище, что предотвратило его отправку на принудительные работы в Германию. В 16 лет он начал работать в имении в Дроздово, где работали евреи. Однажды эсэсовцы расстреляли всех работающих там евреев. Анджей в то время был близок к смерти. Он был арестован в ходе облавы и не имел документа, удостоверяющего личность. К счастью, его узнал эсэсовец из военного казино, куда он привозил гусей.
В последние годы войны Анджей и его отец воевали в частях Армии Крайовой. В январе 1945 года доктор Валигурский был арестован НКВД за принадлежность к Армии Крайовой и депортирован в Донецкий бассейн в лагерь на Красном Дону, где находился до октября 1945 года. После освобождения из-за пережитого он умер от сердечного приступа в 1946 году.
После смерти отца Анджей со своей мамой, сестрой и бабушкой Блаховской уехали на Западные территории, в Нижнюю Силезию, в Явор около Легницы. После трех месяцев проживания в Яворе семья Валигурских переехала во Вроцлав. Здесь Анджей начал учиться в художественной школе и одновременно работал в офисе частной компании по установке водопровода. В 1948 году он получил аттестат об окончании средней школы, пройдя два класса за один год.
Анджей Валигорский начал свою журналистскую деятельность еще в 1947 году в "Слове Польском", Валбжихском издании этого журнала. Его отчет о восхождении на шпиль (символ Вроцлавской выставки возвращенных территорий) был перепечатан шестью ежедневными газетами. Два альпиниста приходили ремонтировать кончик шпиля, поврежденный ударом молнии. В то же время написана и статья, озаглавленная ?Валбжиху нужен театр. Кому достанется зал в бывшем доме офицеров?. В последующие годы, помимо своей журналистской работы, Анджей Валигурский учился также в нескольких вузах: Высшей школе изящных искусств, польской филологии, социологии и политической экономии. Он быстро отказывался от полученных знаний, потому что его интересовало слишком много вещей, а на то, что он считал скучным, он не терял времени зря. Этот широкий круг интересов был полезен Анджею Валигурскому в его журналистской и литературной деятельности, которой он мог полностью посвятить себя.
1950 год знаменует собой начало новой главы в жизни Валигурского - он начинает работать на Польской радиостанции во Вроцлаве (как позже вспоминал, уговорила его на это жена). Изменения произошли и в его личной жизни. В 1951 году он женился на Александре. Четыре года семья Валигурских жила в служебной квартире на улице Жолнерской, а после рождения сына Марека переехала на улицу Яворова, где г-жа Валигурская живет до сих пор. Свою работу на Польском радио Анджей Валигурский начал в редакции массового вещания. Писал там программы и репортажи, транслируемых по радио в сельских районах. В этот период были созданы отчеты, которые вошли в книгу ?За лучшее завтра. Репортажи из сельской местности Нижней Силезии?, издаваемую KW PZPR во Вроцлаве. Вскоре Анджея Валигорского перевели в отдел информации, где он писал отчеты о горных работах. И хотя они были написаны ?совершенно серьезно?, что-то привлекло внимание тогдашнего главы PRW, потому что однажды он предложил Валигорскому сделать что-нибудь счастливое для крестьян. По просьбе своего начальника, уже работая в редакции развлекательных программ, он создал персонажей деда Фабиана (его играет актер Адольф Перацкий), бабушки Агатки и внука Мацея. Создана передача ?Поселковый еженедельник?, в результате чего открылась Редакция литературных прослушиваний под руководством Анджея Валигурского. Помимо ?Поселкового Еженедельника?, для горожан была создана радиопостановка аналогичного характера под названием "Местный обзор", главными персонажами которой были Хранитель и Референт, создана Станиславом Игаром и Игорем Пшегродским. Эти передачи были выражением преобладающей в то время тенденции создавать сценические программы, рассчитанные на массовую аудиторию. Общенациональная радиосатира развивалась динамично, и ее охраняли прежде всего варшавские артисты: Ереми Пшибора, Людвик Гурский, Земовит Кунинский, Ежи Медынский, Ежи Вазовский. Самыми популярными регулярными программами этого периода являются ?Универсальный театр Этерек? Пшиборы, более позднее кабаре ?Шпак?, ?Сатирицы перед микрофоном Горского?, ?Истории из этой страны?, ?Кунинский и Мединский? - программы, в которых высмеивались идиотизм и абсурдность. Благодаря Анджею Валигурскому, Польское радио Вроцлава могло похвастаться высоким уровнем и свежестью созданной здесь радиосатиры.
Однако программа, родившаяся в конце 1956 года после потепления октябрьских послаблений в Польше, пользовалась наибольшей симпатией и популярностью во всей стране. Его основным создателем был Валигурский вместе с Влодзимежем Росиньским. Название ?Студия 202? произошло от номера комнаты, в которой находилась редакция. Постепенно круг сотрудников ?Студии 202? расширялся. в 1958 году пришла Ева Шуманьска, в 1963 году - Ежи Дембски. Изабела Собкович, которая отвечала за корректуру текстов, написанных редакторами, а также Ханна Ярош и Станислав Боккенхайм также были приглашены к сотрудничеству. Позывным и девизом ?Studia 202? была и остается музыкальная тема из ?Человека, которого я люблю? Гершвина. Трансляция, изначально неограниченная по времени (обычно более часа), транслировалась в прямом эфире. Он состоял из сцен в стиле абсурдного юмора. Они перемежались поэтическими микрошутками и рекламой (серия ?Анти-озабоченность?), которые по сути были антирекламой, в результате чего ?Студия 202? быстро потеряла обиженных спонсоров. Работа над ?Студией 202? потребовала больших творческих усилий, ведь довольно долгое время программа транслировалась ежедневно, а затем и трижды в неделю. Таким образом, основу передачи составляли серии программ, написанные Анджеем Валигурским, такие как: ?Открытки из Пильчиц?, позже измененные на ?Карловицкие открытки?, пародия на ?Матысяк? - ?Семья Пасиконик?, ?Письма Ансельма Пукалки?, ?Недельный папа?, ?Эй, неряшливый?. В рамках ?Studia 202? также был представлен сериал ?Баллады и романсы?, в котором актеры вроцлавских театров представили стихи Анджея Валигурского. Вместе с Изабелой Собкович они редактировали серию передач Валигурского под названием ?Моя Вроцлавия?. ?Студия 202? также транслировала эпизоды романа Анджея Валигурского ?Доцент Бассет. Ученик профессора Вильчура? и радиосериал ?Приключения Капитана Клуса?. В записи программы приняли участие ведущие вроцлавские авторы: Луция Буржинская, Станислав Игар, Хенрик Хунко, Игорь Пшегродски, Анджей Викрентович, Адам Кулаковский. Анджей Валигурский живо интересовался любительским движением Вроцлава, представляя интересных дебютантов в ?Студии 202?. Среди прочих в эфире пели еще неизвестные Пола Ракса и Анна Герман. Его интерес к молодым артистам также привел к его дальнейшему сотрудничеству с кабаре "Элита" - победителем зимнего студенческого обмена песнями 1969 года. Валигурский сразу же порекомендовал эту группу Ольге Липиньской и постарался, чтобы участники "Элиты" были отправлены на радио по окончании учебы. Итак, первым в театр ?Студия 202? пришел в 1973 году Ян Качмарек, а в 1976, 1978, 1979, 1981 годах поочередно пришли: Влодзимеж Пласкота, Ежи Скочилас, Лешек Недзельский и Станислав Шельц из театра ?Каламбур?. Позднее Валигорский вспоминал: ?Мои коллеги оказались прекрасными журналистами, чуткими к текущим событиям, в основном политическим. Не воспользоваться этим было невозможно. Так они создали радиоверсию кабаре-шоу. Так возникла ?Магазин кабаре Элита?. ?Студия 202? стала фирменным блюдом Вроцлава. Созданы ?экспортные? передачи - ?Студия 203? и ?Студия 204? для программ II и IV Польского радио. Программа III положила начало самому продолжительному сотрудничеству с ?Студией 202?, которое продолжается по сей день. Ролики вроцлавской программы транслировались в популярном журнале ?60 минут в час? и в ?ITR-эре?. В этот период Анджей Валигурский написал новый радиосериал под названием ?Рыцари?, пародия на ?Трилогию? Сенкевича. Главные роли исполняют участники кабаре ?Элита?, а роль Заглобы исполняет сам автор. Продолжили серию ?Письма Володыёвского? и ?Отчеты Скшетуского?. Анджей Валиуорский был также автором, вероятно, первой радиопостановки в польском радио, вещающей в стереорежиме. Эта передача, вышедшая в эфир 25 февраля 1973 года, называлась "Stereopyzy" и была радиошуткой. Радиоспектакль ?Стереотипы? был того же типа, представленный двумя месяцами позже. В тех же семидесятых Валигурский читал в утреннем журнале ?Одра? свои остроумные колонки. Большинство из них было посвящено авторским наблюдениям над социально-политической ситуацией во Вроцлаве. Анджей Валигурский вместе с другими авторами "Студия 202" и ?Impart? был также создателем стереофонических и сценических концертов под названием ?Мы, вроцлавцы?. Несмотря на тяжелые времена, Валигорский очень хорошо справлялся с цензурой. Однако в 1968 году его допросила тайная полиция и ему пригрозили отстранением от радио. Тот факт, что он был избран председателем производственного совета и занимал эту должность три срока, спас его от увольнения.
В день объявления военного положения Польская радиостанция стала военизированной единицей. Полковник Грымин был назначен комиссаром по радио и после 3-х передач заморозил ?Студию 202? до отмены военного положения. После возобновления деятельности "Студия 202" транслировала только одну 30-минутную программу в неделю, и это состояние сохранилось до наших дней. Последним циклом Анджея Валигурского, написанным для ?Студии 202?, был ?The Caringtons?. Многие годы Валигурский, хотя и не любил сцену, выступал вместе с кабаре ?Элита?. Специально для сцены он написал две серии: ?Теле- дискуссии? (1980) и ?Теле-абрикосы?, в которых юмористически обсуждается политическая и экономическая ситуация в стране. В конце 80-х Валигурский вместе с кабаре ?Элита? основал агентство ?Элита?, которое занималось организацией их выступлений и изданием плакатов и кассет.
Помимо деятельности на радио, Анджей Валигурский был тесно связан с кабаре Вроцлава. И, как и положено плодовитому сатирику, он создал свои собственные группы кабаре. Первым из них было кабаре ?Зелёная летучая мышь?, основанное вместе с Адамом Бароном. А в конце 1960-х годов было основано кабаре ?Дрептак?, действующее при Театре комедии и сцены Богуслава Литвинца. ?Дрептак? порадовал зрителей шестью спектаклями, которые ставились примерно с интервалом в год на сцене Клуба журналистов на улице Яворовой. В семье Дрептаков были актеры вроцлавских театров: Марта Лавинская, Ирена Ремишевска, Павел Галия, Фердинанд Матисик, Станислав Михалик, Анджей Мрозек и Витольд Пиркош, которые также поставили эти постановки. Еще одним важным элементом творчества Анджея Валигурского были песни, а точнее так называемые баллады, музыку к которым позднее сочиняли разные композиторы.
Первая песня была написана в 1951–1953 годах для группы Наташи Зылской, с которой автор сотрудничал. И хотя он редко писал песни на заказ, в 1950-х годах он также присоединился к Воинской сцене Силезии. Благодаря этому сотрудничеству, такие хиты, как: ?Такие разрывы не из легких?, ?Все зависит от солдат? и ?Старший сержант?. Песни А. Валигурского исполняли Слава Пшибыльская и Мария Котербская. Но он считал Тадеуша Хилу самым совершенным исполнителем своих текстов. Этот композитор сочинил музыку к текстам Валигурского и с большим успехом исполнил их на фестивале в Ополе. Песня под названием ?Widmo? стала первой, которая имела успех. В последующие годы аплодировали: ?Балладе о Зенке, каторый лук натянул?, ?Балладе о польской мумии на берегу Нила?, ?Балладе о польском мастере? и самый крупный хит - ?Балладе о Цысоже?. На сцене амфитеатра Ополе лирику А. Валигурского, наряду с музыкой Катажины Гертнер, также исполняли: Алина Яновская (?Рапсовое Лето?) и Ига Цембжиньска (?Ах, это была история?). Вторым после Тадеуша Хиле исполнителем стихов Анджея Валигурского стал Олег Гротовский - он записал около тысячи песен. Песни Валигурского на музыку Влодзимежа Пласкоты также разнообразили программы ?Студии 202?. Большим творческим достижением Анджея Валигурского стало появление его произведений на сцене театра. В 1956 году Польский театр во Вроцлаве поставил пародию Валигурского на ?Табачную дорогу? Эрскина Колдуэлла под названием ?Табачная тропа?. Анджей Валигурский также написал новые эскизные тексты для "Принцессы Турандот" - комедии Карла Гоцци dell'arte в постановке Генрика Томашевского, премьера которой состоялась в декабре 1974 года в Польском театре. В 1979 г. на малой сцене Люблинского театра ?Редута 70? был поставлен спектакль Валигурского ?Quo vadis cabaret? в постановке Я. Урыги. В творчестве Анджея Валигурского также есть сценарии фильмов: ?Через год, через день, в мгновение?, написанные совместно с С. Ленартовичем, и неопубликованная ?Последняя платформа?. Анджей Валигурски внезапно скончался от сердечного приступа 14 мая 1992 года. Ему было 66 лет. Его именем названы почетные статуэтки, которыми ?Студия 202? ежегодно награждает выдающихся польских сатириков.
Метки: