Жития Святых
месяц Февраль
число 23-е
1. Святой священномученик Поликарп, епископ Смирнский.
Во времена св.апостолов в г.Смирне проживала одна благочистивая вдова, по имени Каллиста.
Во сне явился ей ангел Господень и повелел ей взять к себе отрока Поликарпа, оставшегося сиротою после смерти своих родителей. Так как Каллиста не имела детей, то она с радостью исполнила повеление ангела, взяла Поликарпа и воспитывала его слюбовью в благочестии, как
родного сына. Отрок рос и исполнялся мудрости. Когда же вырос, вдова поручила его попечению все, что было в ее доме. Но земные блага не привлекали к себе благочестивого юношу. Как он мог жить в изобилии, когда кругом его было много бедняков, сирых и убогих!- вот что говорило ему сердце. И он немедленно употребил все имение свое в пользу нуждающихся, сам же предался подвигам, строгому воздержанию и своим занятиям, которые состояли в молитве, научении св. Писания, в служении больным и престарелым.
2.Благочестие и сторого-подвижническая жизнь Поликарпа очень скоро стала известна другим. На них обратил внимание и смирнский епископ Вукол; он приблизил к себе Поликарпа, возлюбил его и сделал клириком, а затем диаконом. Сами апостолы Павел и Иоанн Богослов, проповедовавшие тогда в Малой Азии, узнав жизнь Поликарпа, полюбили его. Последний вместе с ними учавствовал в их апостольских путешествиях, был их учеником и подражателем
их жизни. По указанию апостолов, епископ Вукол поставил Поликарпа во пресвитера. В этом сане Поликарп ревностно проповедывал слово Божие народу, рассказывал слышанное им от возлюбленнаго ученика Господня Иоанна о жизни и чудесах Спасителя, написал много посланий церкви Христовой и с успехом распространял христианскую веру среди язычников. Большая часть из сочинений Поликарпа погибла во время гонений, так что от них осталась только небольшая доля.
3. Святому епископу Вуколу было предвозвещено, что после его смерти епископскую кафедру в Смирне займет Поликарп, а не кто-нибудь другой. Посему Вукол, умирая, взял руку св. Поликарпа, положил себе на грудь, поручил ему пасти смирнскую паству и со словами:"Слава Тебе, Господи!" с миром отошел ко Господу. Собравшиеся на погребение св. Вукола епископы посвятили св. Поликарпа в епископы. При этом многие удостоились дивных видений. Когда началось самое посвящение, то божественный свет вдруг озарил всех находившихся в церкви; некоторые из достойных христиан видели белую голубицу, которая сияла, словно молния, и летала вокруг головы св. Поликарпа; некоторым же св. Поликарп представился воином, словно идущим на сражение; иные же видели его в царской порфире, с сияющим лицом. Когда же блаженный Поликарп после принятия посвящения преклонил колена, то он сам увидел ноги Спасителя, присутствовавшего, таким образом при его посвящении.
4.Так рукоположенный Самим Христом и Духом Святым, св. Поликарп много трудов перенес, руководя с апостольскою ревностью своею паствою. Зато, благодаря его неусыпным трудам и заботам, многие язычники обращались в христианство, день ото дня увеличивалась церковь Христова, а идольская вера падала. В особенности ревностно охранял св.Поликарп чистоту христианской веры, неутомимо преследуя ложные учения еретиков. Но там, где дело не касалось основных истин христианской веры, где разногласия возникали из-за несущественных вопросов обрядового характера, там св.Поликарп не нарушал мирных отношений с людьми, инако мыслящими. Так, напр., хотя Римская церковь и разногласила с Смирнскою по вопросу о времени празднования пасхи, однако это не дало повода св.Поликарпу расторгнуть союз с Римом. Будучи уже в преклонном возрасте, он отправился в Рим для совещания по данному вопросу с тамошним епископом А-ник-и-тоЮ, и спор был решен в духе христианской любви. Каждой церкви в данном вопросе была предоставлена полная свобода сохранять свое местное обыкновение, местную практику. Во время пребывания в Риме св. Поликарпу пришлось также вступить в борьбу с существовавшими тогда на Западе ересями Валентина и Маркиона. Многих из еретиков он обратил в православную веру, а самого Марк(и-она строго обличил. Однажды Стросткан, встретившись с св.Поликарпом на дороге, сказал ему:"Узнай нас". Святой на это ответил еретику:"Я знаю тебя,первенца сатаны"...
Житие св. Поликарпа не привожу полностью, кто желает познакомиться с продолжением его
пусть возмет в руки официальные издания. Для нас важны эти четыре абзаца к рассмотрению.
.1.Мне неведомо значение имени Каллиста, как и многих поминаемых в этот день святых: св.Абилия, св.муч.Галла консула, свв.мучч.Евферия, Палатины, Викторины, Павла, Емерита, Антониана, Рогатиана, Датива, Антига, Урвана, Максима, МаринЫ, Матроны, Перегрин(а)ы, Секундула(ы), И у ста, Ка-сту-ла, Влорентия, Виктора Марцеллина, Каста, Донатула, Либоза, Флавия, Дота(а может ДЗОТа), Фурната, Лукиана, Амика, Регины, Кириака, Галатия, Валерия и Горгиана. Все сии мученики и мученицы страдальчески скончались при Диоклетиане в Ни(комедии) Выфинской. Тут нужны специальные знания, которыми я не владею, но понимаю, что они сыграли свою роль, определенную им Господом, с честью.
. Но разве занавес на сцене жизненной закрылся? "Весь МИР - театр..." и продолжается действие по давно написанному сценарию с той лишь разницей, что "актеры" меняются постоянно и на различных площадках. Допустим, что 23 февраля 2012 года, т.е. вчера, эта площадка находилась в "Лужниках"
.2.Поли - много, карп - рыба. Мне, почему-то, приходят на ум "Апология, или Речь в защиту Самого Себя от обвинения в магии" Апулея, там, где с рыбой. Но начну я выдержками из Апулея с собственно начала его защиты(тезисно):
.а)-Теперь я приступаю к самому обвинению в магии; его запалили с невероятным шумом, чтобы возбудить ненависть ко мне, но, вопреки всеобщим ожиданиям, огонь поддерживали какими-то бабьими сказками и все обвинение сгорело дотла. Ты видел когда-нибудь, Максим, как пламя, охватив солому, звонко потрескивает, далеко отбрасывает свой отблеск и быстро растет? Но вот - легкая солома сгорела, пламя угасло, и от костра ничего не осталось. Вот тебе обвинение того же сорта - оно начинается с брани, многословно, но бездоказательно, а после твоего приговора оно исчезает, не оставив после себя никаких следов клеветы. Все это обвинение направлено у Эмилиана к одной цели - доказать, что я маг; и поэтому мне хочется спросить у его ученейших адвокатов: что такое маг?
.Ведь если, как читал я у многих писателей, на языке персов "маг"- то же самое, что наше "жрец", что же это, в конце концов, за преступление - быть жрецом, изучать, как принято, законы священных обрядов, правила жертвоприношений, различные религиозные системы, понимать их и хорошо в них разбираться? А если магия - это то, что понимает под этим словом Платон, упоминая, каким наукам обучают персы юного наследника царского престола... но память моя в точности запечатлела слова божественного мужа, а ты, Максим, припомни их вместе со мной: [текст на (древне)греческом}="когда же ребенок достигает возраста 14 лет, его берут к себе те, кого они называют цаскими педагогами. Это четверо избранных персов, самые знатные люди своего поколения: самый мудрый,, самый справедливый, самый благоразумный и самый мужественный. Один из них учит и магии, науке Зороастра, сына Оромаза, иными словами - почитанию богов. Учит он и искусству царствовать".
.б)...философов, тех, что с особенной пытливостью изучают царящее в мире провидение и особенно часто прославляют богов, их-то как раз и называют магами (в ходячем смысле слова), как будто, коль скоро им известно то, что совершается, так они и сами могут совершать то же самое. Таковы некогда были Эпименид, Орфей, Пифагор, Остан, а затем приблизительно тем же подозрениям подвергались "Очи щения" Эмпидокла, дэмонион Сократа, Демиург Платона. В таком случае я поздравляю себя, потому что и я оказываюсь в числе столь великого множества столь знаменитых людей.
Впрочем , сами факты, на которые они опираются, чтобы доказать мою вину,- ничтожны и нелепы, и, признаюсь, я опасаюсь, как бы ты не признал преступным в них только то, что они выдвинуты как судебные доказательства. "Почему, - спрашивает он, -ты разыскивал некоторые сорта рыб?" Как будто философ из любви к знанию не имеет права делать то, что может делать изнеженный обжора из любви к собственному брюху! "Почему свободная женщина вышла за тебя замуж после 14 лет вдовства?" Как будто не заслуживает еще большего удивления то, что она столько лет не выходила замуж! "Почему, прежде чем выйти за тебя замуж, она высказала в письме какое-то свое личное мнение?" Как будто кто-нибудь обязан давать отчет о причинах чужих мнений! "Но ведь она старше тебя и все же не отвергла молодого человека..." Да разве уже само это обстоятельство не служит доказательством, что нет никакой нужды в магии, чтобы женщина вышла замуж за мужчину, вдова - за холостяка, пожилая - за молодого?.. А вот еще одно обвинение того же сорта:"Есть в доме у АпулеЯ какой-то предмет, который он благоговейно чтит". Как будто не большее преступление вовсе не знать никакой святыни! "В присутствии Апулея упал мальчик". Ну, а что, если бы молодой человек, что, если бы даже старик упал у меня на глазах либо под бременем болезни, либо поскользнувшись на гладком полу?.. Так вот какие аргументы служат у вас доказательством моих занятий магией: паденье ребенка, брак женьщины и рыбная закуска!
(продолжение следует)
число 23-е
1. Святой священномученик Поликарп, епископ Смирнский.
Во времена св.апостолов в г.Смирне проживала одна благочистивая вдова, по имени Каллиста.
Во сне явился ей ангел Господень и повелел ей взять к себе отрока Поликарпа, оставшегося сиротою после смерти своих родителей. Так как Каллиста не имела детей, то она с радостью исполнила повеление ангела, взяла Поликарпа и воспитывала его слюбовью в благочестии, как
родного сына. Отрок рос и исполнялся мудрости. Когда же вырос, вдова поручила его попечению все, что было в ее доме. Но земные блага не привлекали к себе благочестивого юношу. Как он мог жить в изобилии, когда кругом его было много бедняков, сирых и убогих!- вот что говорило ему сердце. И он немедленно употребил все имение свое в пользу нуждающихся, сам же предался подвигам, строгому воздержанию и своим занятиям, которые состояли в молитве, научении св. Писания, в служении больным и престарелым.
2.Благочестие и сторого-подвижническая жизнь Поликарпа очень скоро стала известна другим. На них обратил внимание и смирнский епископ Вукол; он приблизил к себе Поликарпа, возлюбил его и сделал клириком, а затем диаконом. Сами апостолы Павел и Иоанн Богослов, проповедовавшие тогда в Малой Азии, узнав жизнь Поликарпа, полюбили его. Последний вместе с ними учавствовал в их апостольских путешествиях, был их учеником и подражателем
их жизни. По указанию апостолов, епископ Вукол поставил Поликарпа во пресвитера. В этом сане Поликарп ревностно проповедывал слово Божие народу, рассказывал слышанное им от возлюбленнаго ученика Господня Иоанна о жизни и чудесах Спасителя, написал много посланий церкви Христовой и с успехом распространял христианскую веру среди язычников. Большая часть из сочинений Поликарпа погибла во время гонений, так что от них осталась только небольшая доля.
3. Святому епископу Вуколу было предвозвещено, что после его смерти епископскую кафедру в Смирне займет Поликарп, а не кто-нибудь другой. Посему Вукол, умирая, взял руку св. Поликарпа, положил себе на грудь, поручил ему пасти смирнскую паству и со словами:"Слава Тебе, Господи!" с миром отошел ко Господу. Собравшиеся на погребение св. Вукола епископы посвятили св. Поликарпа в епископы. При этом многие удостоились дивных видений. Когда началось самое посвящение, то божественный свет вдруг озарил всех находившихся в церкви; некоторые из достойных христиан видели белую голубицу, которая сияла, словно молния, и летала вокруг головы св. Поликарпа; некоторым же св. Поликарп представился воином, словно идущим на сражение; иные же видели его в царской порфире, с сияющим лицом. Когда же блаженный Поликарп после принятия посвящения преклонил колена, то он сам увидел ноги Спасителя, присутствовавшего, таким образом при его посвящении.
4.Так рукоположенный Самим Христом и Духом Святым, св. Поликарп много трудов перенес, руководя с апостольскою ревностью своею паствою. Зато, благодаря его неусыпным трудам и заботам, многие язычники обращались в христианство, день ото дня увеличивалась церковь Христова, а идольская вера падала. В особенности ревностно охранял св.Поликарп чистоту христианской веры, неутомимо преследуя ложные учения еретиков. Но там, где дело не касалось основных истин христианской веры, где разногласия возникали из-за несущественных вопросов обрядового характера, там св.Поликарп не нарушал мирных отношений с людьми, инако мыслящими. Так, напр., хотя Римская церковь и разногласила с Смирнскою по вопросу о времени празднования пасхи, однако это не дало повода св.Поликарпу расторгнуть союз с Римом. Будучи уже в преклонном возрасте, он отправился в Рим для совещания по данному вопросу с тамошним епископом А-ник-и-тоЮ, и спор был решен в духе христианской любви. Каждой церкви в данном вопросе была предоставлена полная свобода сохранять свое местное обыкновение, местную практику. Во время пребывания в Риме св. Поликарпу пришлось также вступить в борьбу с существовавшими тогда на Западе ересями Валентина и Маркиона. Многих из еретиков он обратил в православную веру, а самого Марк(и-она строго обличил. Однажды Стросткан, встретившись с св.Поликарпом на дороге, сказал ему:"Узнай нас". Святой на это ответил еретику:"Я знаю тебя,первенца сатаны"...
Житие св. Поликарпа не привожу полностью, кто желает познакомиться с продолжением его
пусть возмет в руки официальные издания. Для нас важны эти четыре абзаца к рассмотрению.
.1.Мне неведомо значение имени Каллиста, как и многих поминаемых в этот день святых: св.Абилия, св.муч.Галла консула, свв.мучч.Евферия, Палатины, Викторины, Павла, Емерита, Антониана, Рогатиана, Датива, Антига, Урвана, Максима, МаринЫ, Матроны, Перегрин(а)ы, Секундула(ы), И у ста, Ка-сту-ла, Влорентия, Виктора Марцеллина, Каста, Донатула, Либоза, Флавия, Дота(а может ДЗОТа), Фурната, Лукиана, Амика, Регины, Кириака, Галатия, Валерия и Горгиана. Все сии мученики и мученицы страдальчески скончались при Диоклетиане в Ни(комедии) Выфинской. Тут нужны специальные знания, которыми я не владею, но понимаю, что они сыграли свою роль, определенную им Господом, с честью.
. Но разве занавес на сцене жизненной закрылся? "Весь МИР - театр..." и продолжается действие по давно написанному сценарию с той лишь разницей, что "актеры" меняются постоянно и на различных площадках. Допустим, что 23 февраля 2012 года, т.е. вчера, эта площадка находилась в "Лужниках"
.2.Поли - много, карп - рыба. Мне, почему-то, приходят на ум "Апология, или Речь в защиту Самого Себя от обвинения в магии" Апулея, там, где с рыбой. Но начну я выдержками из Апулея с собственно начала его защиты(тезисно):
.а)-Теперь я приступаю к самому обвинению в магии; его запалили с невероятным шумом, чтобы возбудить ненависть ко мне, но, вопреки всеобщим ожиданиям, огонь поддерживали какими-то бабьими сказками и все обвинение сгорело дотла. Ты видел когда-нибудь, Максим, как пламя, охватив солому, звонко потрескивает, далеко отбрасывает свой отблеск и быстро растет? Но вот - легкая солома сгорела, пламя угасло, и от костра ничего не осталось. Вот тебе обвинение того же сорта - оно начинается с брани, многословно, но бездоказательно, а после твоего приговора оно исчезает, не оставив после себя никаких следов клеветы. Все это обвинение направлено у Эмилиана к одной цели - доказать, что я маг; и поэтому мне хочется спросить у его ученейших адвокатов: что такое маг?
.Ведь если, как читал я у многих писателей, на языке персов "маг"- то же самое, что наше "жрец", что же это, в конце концов, за преступление - быть жрецом, изучать, как принято, законы священных обрядов, правила жертвоприношений, различные религиозные системы, понимать их и хорошо в них разбираться? А если магия - это то, что понимает под этим словом Платон, упоминая, каким наукам обучают персы юного наследника царского престола... но память моя в точности запечатлела слова божественного мужа, а ты, Максим, припомни их вместе со мной: [текст на (древне)греческом}="когда же ребенок достигает возраста 14 лет, его берут к себе те, кого они называют цаскими педагогами. Это четверо избранных персов, самые знатные люди своего поколения: самый мудрый,, самый справедливый, самый благоразумный и самый мужественный. Один из них учит и магии, науке Зороастра, сына Оромаза, иными словами - почитанию богов. Учит он и искусству царствовать".
.б)...философов, тех, что с особенной пытливостью изучают царящее в мире провидение и особенно часто прославляют богов, их-то как раз и называют магами (в ходячем смысле слова), как будто, коль скоро им известно то, что совершается, так они и сами могут совершать то же самое. Таковы некогда были Эпименид, Орфей, Пифагор, Остан, а затем приблизительно тем же подозрениям подвергались "Очи щения" Эмпидокла, дэмонион Сократа, Демиург Платона. В таком случае я поздравляю себя, потому что и я оказываюсь в числе столь великого множества столь знаменитых людей.
Впрочем , сами факты, на которые они опираются, чтобы доказать мою вину,- ничтожны и нелепы, и, признаюсь, я опасаюсь, как бы ты не признал преступным в них только то, что они выдвинуты как судебные доказательства. "Почему, - спрашивает он, -ты разыскивал некоторые сорта рыб?" Как будто философ из любви к знанию не имеет права делать то, что может делать изнеженный обжора из любви к собственному брюху! "Почему свободная женщина вышла за тебя замуж после 14 лет вдовства?" Как будто не заслуживает еще большего удивления то, что она столько лет не выходила замуж! "Почему, прежде чем выйти за тебя замуж, она высказала в письме какое-то свое личное мнение?" Как будто кто-нибудь обязан давать отчет о причинах чужих мнений! "Но ведь она старше тебя и все же не отвергла молодого человека..." Да разве уже само это обстоятельство не служит доказательством, что нет никакой нужды в магии, чтобы женщина вышла замуж за мужчину, вдова - за холостяка, пожилая - за молодого?.. А вот еще одно обвинение того же сорта:"Есть в доме у АпулеЯ какой-то предмет, который он благоговейно чтит". Как будто не большее преступление вовсе не знать никакой святыни! "В присутствии Апулея упал мальчик". Ну, а что, если бы молодой человек, что, если бы даже старик упал у меня на глазах либо под бременем болезни, либо поскользнувшись на гладком полу?.. Так вот какие аргументы служат у вас доказательством моих занятий магией: паденье ребенка, брак женьщины и рыбная закуска!
(продолжение следует)
Метки: