Из Дино Кампана. Лодки на привязи
Лодки на привязи
…………………………………..
Паруса, паруса, паруса
Ветер треплет и бьет над водою,
Наполняет печалью пустою
Паруса, паруса, паруса.
Ткут челны у причала вседневную зыбь,
Гасит скорбные вздохи волна,
В зыбком плеске волны, в зыбком мороке сна
Чуют боль, и жестокий последний разрыв
Паруса, паруса, паруса…
__________________________________________
За самым простым – даже, может показаться, простоватым – внешним содержанием скрываются иные смыслы, путь к которым просматривается только в общем контексте ?Орфических песен?.
Кампана всегда активно использует многозначность и созвучия слов. Velа – парус, velo – покрывало, занавес. Внешние формы жизни как завесы ее неизреченной тайны – постоянный мотив ?Орфических песен?, где автор прокладывает пути мистического посвящения через впечатления, ситуации, образы-маски, подчас намеренно сниженные, доходящие до вульгарности. Сопоставляя ?Лодки на привязи?, например, с ?Генуей? (оба стихотворения посвящены генуэзскому порту), мы вправе ожидать, что и здесь паруса окажутся ?завесами? сокрытой истины. Так и есть; но в ?Лодках на привязи? это завесы совсем в другом смысле – те, которыми отгораживает себя от истинного смысла жизни сам человек. Его жизнь – погоня за преуспеянием, его паруса надуты неудовлетворенностью, честолюбием, предрассудками, ходячими идеями, модой… Но всуе паруса наполняются ветром; размеренное качание привязанной лодки лишь кажется движением… Впрочем, все, даже не перемещаясь в пространстве, движется вместе со временем; все неумолимо влечется к смерти, к ultimo schianto crudele (?жестокому последнему разрыву (или: муке)?), что уже мерещится лодкам в их зыбком сне.
Кампана далек от желания обличать ?обывателя? ни с точки зрения, скажем, христианской веры, ни с позиции романтика. Смерть для него – даже венчающая собой даже самую невзрачную, никудышную биографию – не есть лишь обвал и катастрофа. Она не только ?мука? и ?разрыв?, но и падение пут и завес; для пленника необходимости, долга, бесконечных волнений и трудов она станет открытием Жизни в подлинной глубине. Но открытие остается за гранью записанного текста…
…………………………………..
Паруса, паруса, паруса
Ветер треплет и бьет над водою,
Наполняет печалью пустою
Паруса, паруса, паруса.
Ткут челны у причала вседневную зыбь,
Гасит скорбные вздохи волна,
В зыбком плеске волны, в зыбком мороке сна
Чуют боль, и жестокий последний разрыв
Паруса, паруса, паруса…
__________________________________________
За самым простым – даже, может показаться, простоватым – внешним содержанием скрываются иные смыслы, путь к которым просматривается только в общем контексте ?Орфических песен?.
Кампана всегда активно использует многозначность и созвучия слов. Velа – парус, velo – покрывало, занавес. Внешние формы жизни как завесы ее неизреченной тайны – постоянный мотив ?Орфических песен?, где автор прокладывает пути мистического посвящения через впечатления, ситуации, образы-маски, подчас намеренно сниженные, доходящие до вульгарности. Сопоставляя ?Лодки на привязи?, например, с ?Генуей? (оба стихотворения посвящены генуэзскому порту), мы вправе ожидать, что и здесь паруса окажутся ?завесами? сокрытой истины. Так и есть; но в ?Лодках на привязи? это завесы совсем в другом смысле – те, которыми отгораживает себя от истинного смысла жизни сам человек. Его жизнь – погоня за преуспеянием, его паруса надуты неудовлетворенностью, честолюбием, предрассудками, ходячими идеями, модой… Но всуе паруса наполняются ветром; размеренное качание привязанной лодки лишь кажется движением… Впрочем, все, даже не перемещаясь в пространстве, движется вместе со временем; все неумолимо влечется к смерти, к ultimo schianto crudele (?жестокому последнему разрыву (или: муке)?), что уже мерещится лодкам в их зыбком сне.
Кампана далек от желания обличать ?обывателя? ни с точки зрения, скажем, христианской веры, ни с позиции романтика. Смерть для него – даже венчающая собой даже самую невзрачную, никудышную биографию – не есть лишь обвал и катастрофа. Она не только ?мука? и ?разрыв?, но и падение пут и завес; для пленника необходимости, долга, бесконечных волнений и трудов она станет открытием Жизни в подлинной глубине. Но открытие остается за гранью записанного текста…
Метки: