Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона

<Сотворение со старославянского>


Речь о Законе в лице Моисея суровом,
о Благодати и истине в сердце Христовом
Только Закон погребли преходящие годы,
новая вера сошла, воскрешая народы,
принял тогда и наш русский народ воскрешенье
Князю Владимиру наша хвала за крещенье,
Богу молитва от русской великой земли
Господи, благослови!

Благословен Бог израилев, Бог христианский.
Он посетил свой народ на его избавленье,
Он не презрел своих тварей в бесовском служенье
и одержимых до гибели идольским смрадом.
Он указал Авраамову племени путь,
Он положил им Закон на священных скрижалях,
спас все народы земли своим Сыном и дал
им через Евангелье, через святое крещенье
жизнь вековечную после конца бытия.
Хвалим Его на земле, как в цветущих слезах
светлые ангелы хвалят Его в небесах.
Богу поклонимся, как поклоняются свыше
все херувимы и все серафимы Ему,
ибо, увидев народы, призрел Он народы.
И не посланник небесный, не вестник Его,
сам спас Господь человечество века сего.
Ибо на землю сошёл Он не ложным
виденьем – плотью живой, и до гроба за нас пострадал,
и воскресил племена и народы собою.
К людям живущим пришёл Он одетый во плоть.
В бездну сошёл, как распятый и снулый во гробе.
Крепок и славен наш Бог! Кто велик, как наш Бог?
Бог-Чудотворец, Он твёрдо Закон положил
истине и Благодати в предуготовленье.
И да обвыкнет земное и плотское в нём,
и да минует он идольский смрад многобожья,
ибо Он верует только в единого Бога.
Род наш, как скверный сосуд, омовенный водою,
через Закон и его обрезанье да примет
мёд Благодати и млеко святого крещенья.
Равно суровый Закон приводил подзаконных
к благодеянному, данному свыше крещенью,
равно крещенье впускает сынов окрещенных
в жизнь вековечную через святые врата.
Весть о Христе донесли Моисей и пророки,
после Христос и апостолы провозглашали
о воскресении вечном, о веке грядущем.
Только зачем поминать мне по воле теченья
вещие речи познавших Христа и ученья
верных апостолов, знаки о будущем веке?
Всё это лишнее, всё это клонит к тщеславью.
То, что написано в книгах и ведомо вам,
здесь повторять – славолюбье и дерзости образ.
Речь не к невеждам, но к тем, кто вкусил преизлиха
сладости книжной, не к Божьим врагам,
И иноверцам, но к настоящим наследникам
царства Его.
Повесть сия о Законе в лице Моисея,
о Благодати и истине в сердце Христа.
Что дал Закон? Что с собой принесла Благодать?
Раньше Закон, а потом Благодать. Но ведь тень
раньше является, истина – только потом.
Образ Закона – Агарь, Благодать – это Сарра.
Рабская дева Агарь и свободная Сарра.
Раньше рабыня, свободная после.
Живущий да разумеет, что с юности лет Авраам
Сарру свободную, а не рабыню имел.
Бог так помыслил, до первого века изволил
Сына послать Своего в человеческий род,
через Него Благодатью на землю явиться.
Сарра рожать не могла или впусте была?
Так и не так, ибо Промысел Божий поставил
сына зачать ей и в старости лет разродиться.
В мудрости Божьей безвестное, тайное было
утаено и от ангелов и от людей,
не как неявное, но утаенное свыше,
должное только в конце сего века взойти.
Сарра рекла Аврааму: ?Я свыше пустая.
Если войдёшь ты к Агари, рабыне моей,
то принесёт она сына на волю твою?.
Богу рекла Благодать: ?Не пришло ещё время,
чтобы мне к людям сойти на спасение мира,
встань и сойди на Синай и Закон положи?.
Встал Авраам и к рабыне Агари вошёл.
Встал и Господь и сошел на Синайскую гору.
Сын от Агари родился, как раб от рабыни,
и Авраам ему имя нарек Измаил.
Так Моисей от Синая и вынес Закон,
не Благодать и не истину вынес, а тень.
Годы текли, век старел Авраама и Сарры.
В полдень однажды наш Бог к Аврааму явился,
тот восседал у шатра, близ маврийского дуба.
Бога узрел Авраам, и Ему поклонился,
и проводил невечернего Гостя в шатер.
В пору сходящего века Господь посетил
род человеческий, к деве спустился во чрево.
Дева безбольно Его приняла в свои кущи,
ангелу молвив: ?Я божья рабыня, да будет,
что ни случится со мною, по воле Его?.
Кущи ей Бог отворил, и явился на свет
сын Исаак от неё, от свободной свободный.
Только Господь посетил естество человека,
как утаенное прежде явилось под солнце,
скрытое прежде взошло Благодатью святой,
истиной, а не Законом, Сыном – не подлым рабом!
Только окреп Исаак и был отнят от груди,
как сотворил Авраам угощенье большое:
весть разнеслась, что был сын его отнят от груди.
В пору Христа Благодать на земле пребывала
так же у груди кормящей, пока не окрепла.
Так же таился Христос тридцать лет и три года.
В силу вошла Благодать и явилась народу
на Иорданской реке, и Господь сотворил
пир-угощенье с возлюбленным Сыном-тельцом;
люди и ангелы сели под общим венцом.
Годы текли. И однажды увидела Сарра,
как Измаил обижает её Исаака,
и Аврааму рекла: Отжени ты рабыню
с сыном её, ибо права у сына рабыни
нет на наследство, а только у сына свободной?.
Было сие по Его вознесенью. Смешались
ученики и иные, кто верил в Христа;
где иудеи, а где христиане, Бог знает.
Глум и обиды терпело крещенье святое
от обрезанья в Законе. В Иерусалиме
даже такое случалось, что церковь Христова
не принимала епископа без обрезанья,
ибо старейшины сплошь из обрезанных были.
Глум и насилье терпели тогда христиане,
в рабстве рождённые гнали свободных сынов,
тех и других омрачали раздоры и распри.
От Благодати свободной сие не укрылось,
как иудеи, рабы по Закону и крови,
на христианские чада её нападают,
и возопила она перед истинным Богом:
?Боже, отринь иудеев с их тёмным Законом,
в пыль их рассей. Ибо общего меж иудейством
и христианством, меж тенью и истиной – нет!?
Крова лишилась рабыня Агарь с её сыном,
а Исаак Аврааму наследником стал,
в пыль иудеи рассеяны были по странам,
а христиане наследовать Господу стали.
Как отошёл свет луны при сияющем солнце,
так и Закон потускнел пред святой Благодатью.
Стужу ночную ликующий день расточил.
Землю холодную тёплое солнце согрело.
И человечество больше не гнётся в Законе,
а в Благодати свободно растёт... Иудеи
перед свечою Закона себя утверждали,
а христиане спасение зиждут при солнце.
Не утверждается истиной и Благодатью
мир христианский, а только спасается ими.
Ибо, когда иудеи себя утверждали
старым Законом и тенью, – они не спасались.
Где иудеи, там самость себя утверждает,
где христиане, там души спасение зиждут.
Самость себя утверждает в мгновенье бегущем,
только спасение зиждется в веке грядущем.
Ибо в земном иудеи всегда процветали,
а христиане в небесном себя обретали.
Самость – душа иудейства, и в оные годы
не простиралась она на иные народы.
Щедро и благо спасение у христиан
и досягает великое множество стран.
Вот славословье: старшинство Манасьино крепко!
Благословляет Иаков левицей его,
но простирает десницу на младость Ефрема.
Хоть был Манасия старше Ефрема годами,
благословеньем Иаков его умалил.
Хоть иудейство кичилось высокою статью,
но христианство его превзошло Благодатью.
Молвил Иосиф: ?Иаков, десницу свою
ты наложил на того, он ведь старше годами?.
Молвил Иаков: ?Я ведаю, ведаю, чадо,
тот из живущих, и тот вознесётся в свой срок.
Больше его станет брат его меньший годами,
племя его утвердится во многих народах?.
Раньше на малом вознёсся Закон и упал,
вера Христова, хотя и поздней, стала первой
и распростёрлась на все племена и народы.
Истина и Благодать, как морскою водою,
нашу убогую землю покрыла собою.
Прочь иудейство, что ветхо, и косно, и скупо!
В новом спасенье, согласно пророку Исайи:
?Ветхое минет, и новое вам возвещаю.
Пойте же новую песню великому Богу!?
?Славится имя Господне концами земли
всеми, кто в море выходит и плавает в море,
кто пребывает на всех островах отдалённых?.
Также: ?Кто трудится ради Меня, наречётся
именем новым, и ежели славиться будет,
то будет славиться он только истинным Богом?.
Прежде в Иерусалиме одном поклонялись
имени Божьему, ныне везде и повсюду.
Богу сказал Гедеон: ?Если дланью моею
израильтян Ты спасёшь, то сойдёт на руно
только роса, а на землю – великая сушь?.
И на земле прежде сушь наступила – прельстились
идольской навью слепые земные народы,
не принимая небесной росы благодатной.
Только Израиль поверил в единого Бога,
только в Иерусалиме наш Бог пребывал.
К Богу потом Гедеон возмолился: ?Да будет
сушь на руне, а роса на земле?. Так и стало.
Блеск иудейства померк, и Закон отошёл,
жертвы не приняты, царственный жертвенник пуст,
пылью густою покрыты киот и скрижали.
Пала святая роса, вера всю землю объяла,
дождь благодатный наполнил купель возрожденья,
верных сынов облачая в одежды нетленья.
Так говорил самарянке Спаситель: ?Грядёт
и наступает пора поклониться Отцу.
Но не на этой горе, не в Иерусалиме
будут благие поклонники славить Отца
в Духе и в истине. Ибо Отец ищет тех,
кто поклоняется Богу и славит Его,
верен Ему с Его Сыном и Духом Святым?.
Так повелось на земле средь людей, где Святая
Троица славится и поклоненье приемлет.
Верно пророчество: мал и велик славит Бога:
Всяк поученье даст ближнему, и человек –
брату родному: ?Знай Господа, ибо от мала
и до велика повсюду узнают Меня?.
Рек наш Спаситель Отцу: ?Исповедаюсь, Отче,
перед Тобою, Зиждитель небес и земли,
что утаил от премудрых людей и разумных,
то Ты младенцам открыл. И воистину, Отче,
благоволенье Твоё – перед Ликом Твоим!?
Так вот помиловал Бог человеческий род
Ныне все люди крещеньем, благими делами
Божьими стали сынами, причастны Христу.
?Ибо, – как сказано, – людям, принявшим Его,
право Он дал пребывать Его чадами, людям,
что родились не от крови и похоти плотской,
а от Него Святым Духом в купели святой.
Что восхотел сотворить на земле и на небе,
то на земле и на небе Господь сотворил?.
Кто на земле не поклонится славе Его,
кто из живых не отдастся Его живолюбью!
Он прежде века сего изошёл от Отца
и сопрестолен и единосущен Ему,
Он, как свет солнца, сошёл на убогую землю,
не разлучаясь с Отцом, посетил своих тварей,
Он воплотился от Девы невинной и чистой,
ведает Сам, как вошёл в её плоть и как вышел,
Он из Божественной Троицы в двух естествах,
свят и един, Божество и вполне человек,
не привиденье пустое. По сущему – Бог.
Он не совсем человек, ибо две ипостаси
явлены в нём: человечество и Божество.

Как человек, тяготил чрево Матери он,
чистого девства не тронув, родился, как Бог.
Как человек, Материнского млека вкусил,
ангелов петь с пастухами наставил, как Бог:
?Богу на небе хвала! Богу хвала на земле!?
Как человек, пеленами закутан он был,
вел Он волхвов незакатной звездою, как Бог,
Как человек, возлежал он в заброшенных яслях,
принял дары от волхвов и поклоны, как Бог.
Как человек, он в Египет бежал, и, как
Богу, рукотворенья-божки поклонились Ему.
Как человек, он пришёл на крещенье, и воды
вспять обратились, как Бога, Его устрашась.
Как человек, обнажившись, он в воду вошёл,
и от Отца Он свидетельство принял, как Бог:
?Вот Он, возлюбленный Сын! Вот Он, Моя Ипостась!?
Как человек, сорок дней он, постившись, взалкал,
и победил искусителя мира, как Бог.
Как человек, он пришёл в Галилейскую Кану,
полную чашу пригубив на брачном пиру,
воду пустыни в вино превратил Он, как Бог.
Как человек, спал внутри корабля и, как Бог,
ветры и море смирил, и они улеглись.
Как человек, прослезился по Лазарю он
и воскресил его после из мертвых, как Бог.
Как человек, он воссел на простого осла,
и отовсюду Ему возглашали, как Богу:
?Благословен будь Грядущий во имя Господне!?
Как человек, был распят, и, как Бог, своей властью
с Ним сораспятого в райские кущи впустил.
Как человек, принял уксус и дух испустил,
солнце затмил и потряс эту землю, как Бог.
Как человек, был положен во гроб, и, как Бог,
ад разгромил Он и вызволил души на свет.
Как человек, запечатан во гробе он был,
и, не затронув печати, восстал Он, как Бог.
Как человека, его воскресение тщились
скрыть иудеи и златом на то подбивали
стражников, но отступили, уведав Его
сердцем, как Бога. И впрямь, кто велик, как наш Бог!
Он есть единый, могущий творить чудеса.
В средней земле принял он во спасение мира
муки и Крест, желчь и уксус на месте на лобном.
Сладко вкушенье Адама от древа, но горьким
будут вкушеньем отогнаны мерзость и грех.
Те, кто вчинил Ему это, преткнулись о камень –
тем и разбиты. Недаром Господь говорил:
?Падший на камень – несчастен, и тем сокрушится?.
Он к ним пришёл по пророчествам старого века.
Было предсказано прежде: ?Я послан не только
к овцам Израиля, гибнущим в доме его?.
И ?Не пришёл Я Закон разорить, но исполнить?.
Он говорил хананеянке, что исцеленье
дщери родной попросила: ?Не доброе это –
хлеб отнимать у детей и бросать его псам?.
Ими Он назван лжецом и от блуда рождённым,
и изгоняющим бесов бичом Вельзевула.
Он прокажённых очистил и сделал слепых
зрячими, Он исцелил бесноватых, согбенных
выпрямил Он и расслабленных плоть укрепил,
мёртвых на свет воскресил...
Что же сделали люди?
Люди Его пригвоздили к Кресту, как злодея,
вот и пришла на них Божья конечная ярость.
Сами они предрекли свою злую погибель.
О винограднике и о работниках притчу
им рассказал Он, спросив: ?Как поступит хозяин??
Те отвечали: ?За зло он ответит им злом.
Сдаст виноградник иным, и воздастся ему
в пору осеннего сбора большими плодами?.
Сами они своей смерти пророками стали.
Он к ним явился, но злобно отвергли Его,
тёмными были дела их, да вряд ли и станут
явными, так как темны и сокрыты всегда.
Выйдя к Иерусалиму, Христос прослезился,
городу мира промолвил: ?О, если бы нынче
знал ты, что будет с тобою и с миром твоим!
Нынче сокрыто от глаз, как придут твои дни.
Скоро обложат враги тебя грозным острогом,
скоро окружат тебя и сожмут отовсюду,
скоро тебя разобьют и в тебе твоих чад?.
?О, Иерусалим, ты пророков своих изгоняешь
и побиваешь каменьями посланных с миром!
Я же так сильно собрать твоих чад восхотел,
как собирает наседка птенцов под крыло.
Но отреклись вы – и дом остаётся ваш пуст?.
Так и случилось по слову Его. Ибо Рим
до основанья разрушил Иерусалим.
Рухнуло в пыль иудейство, и старый Закон
после того потускнел и погас, как закат.
Все иудеи рассеяны – да пребывает
злое не вкупе! Явился Спаситель, и не был
израильтянами принят. Евангелье тоже
молвит и судит: ?К своим Он явился и не был
принят своими?. Но принят народами был.
Видел Иаков: ?Он чаянье многих народов?.
Ибо ещё при рожденье чудесном Его
разных народов волхвы поклонились Ему.
Но иудеи искали Его умертвить,
и потому избиенью предали младенцев.
?Многие, – молвил Спаситель, – придут от
Востока и от Заката и в царстве небесном возлягут,
где возлегли Авраам, Исаак и Иаков,
только сынов его царства изгонят во тьму?.
?Вот и отнимется Божье от вас и отдастся
странам, творящим святые Христовы плоды?.
Он к ним послал самых верных в ученье, сказав:
?Мир обходя, проповедуйте тварям земли
Божье Евангелье. Ибо, кто верует в Бога
и принимает крещенье, да будет спасён!
Мир обходя и крестя его тварей во имя
Бога Отца, Его Сына и Духа Святого,
их научите блюсти, что Я вам заповедал?.
Любо и лепо на новых людей воссиять
истине и Благодати по воле Господней.
Ой, не для старых мехов молодое вино,
не для учения нового. Эти мехи
ссохлись давно, обветшали в сухом иудействе:
если просядутся, сразу прольется вино.
Ведь никого не могла удержать тень Закона.
Долго ведь в идольской тьме пребывали народы.
Как Благодати ученье своё удержать?
С новым ученьем всё ново, мехи и языки,
в будущем всё соблюдётся: оно и они.
Так и сбылось. Обошла благодатная вера
всю эту землю, дошла и до русской земли.
Ныне, как озеро, тёмный Закон пересох.
Полон источник Евангелья чистой водою
и, покрывая всю землю, излился до нас.
Вот уж и мы с христианами вкупе Святую
Троицу славим. Одна Иудея молчит.
Хвалят повсюду Христа, иудеев клянут.
Мир приведён, иудеи отринуты прочь.
Вот прорицанье Малахии: ?Нет Моего
благословенья Израилю, и не приемлю
жертвы из рук его, ибо везде от Востока
и до Заката все люди земли Моё имя
хвалят и славят, Ему фимиам воскуряя.
Так велико Моё имя везде и повсюду!?
Слово Давида: ?Земля Тебе славу поет
и поклоняется: ?Господи! Бог наш! Как чудно
имя Твое на земле!?
Мы теперь христиане,
идолам больше не служим и срок пребываем
не без надежды, на вечную жизнь уповаем.
Не громоздим сатанинское капище – зиждем
церкви Христовы, не жертвуем бесам друг друга.
Богу Христос отдаёт себя в жертву за нас.
Жертвенный крови не пьём на погибель свою –
чистую кровь Иисуса вкушаем, спасаясь.
Землю помиловал Бог и людей не презрел,
дал им спасенье и в истинный разум привёл.
Наша земля, поражённая идольским зноем,
прежде была и пуста и суха, но отныне
чистый источник в ней бьёт и питает людей.
То же пророчил Исайя: ?Разверзнутся воды
перед ходящим по бездне, и станет пустыня
топким болотом, а в жаждущем крае – источник?.
Были мы слепы на истинный свет и блуждали
в лести поганой, и были к спасению глухи.
Бог нас помиловал, дабы и в нас воссиял
разума свет, и познали Его, по пророку:
?Скоро отверзнутся очи слепых и услышат
уши глухих?. Когда шли мы за бесами вслед
и претыкались о камни, не видя пути
в вечную жизнь, и гугнили невнятные речи,
и возглашали к божкам, а не к Богу мольбы,
нас посетило Его живолюбье и милость.
Больше не следуем бесам, но славим Христа,
нашего Бога, согласно святому пророку:
?Скоро поскачет хромой, как весенний олень,
ясными станут невнятные речи гугнивых?.
Прежде мы были подобны зверям и скотам,
не разумели десницы и шуйцы, склонялись
больше к земному, совсем не пеклись о небесном.
Бог заповедал, Господь нас направил на путь
в вечную жизнь. Так и Осия людям пророчил:
?Будет в день оный, Господь говорит: ?Я Завет им
с птицей небесной и зверем земным завешаю?.
Не говорю Моим людям: ?Вы люди Мои!? –
вкупе они говорят: ?О, Господь Ты наш Бог!?
Были чужими, но Божьими стали людьми,
были врагами, но Божьими стали сынами.
И не хулим никого, как хулят иудеи,
но благогласие по-христиански возносим.
И не творим мы совет, как Христа распинать,
но как Ему поклониться, распятому в муках.
Не распинаем Спасителя, но воздеваем
слабые руки к Нему и во злобе не рушим
рёбер Его, но от них сок нетленья вкушаем.
Тридцать серебряных не наживаем на Нём,
но отдаем Ему души и всё нажитое.
И не таим воскресения, но воздымаем
громкие гласы: ?Христос наш из мертвых воскрес!?
Не говорим: был украден, но был вознесён
на небеса, где и был до земного рожденья.
Мы не не веруем, не предаём, но, как Петр,
твёрдо Ему говорим: ?Ты – Христос и Сын Бога живого!?
и, как Фома, говорим: ?Ты Господь наш и Бог!?
После, как тать: ?Боже, нас помяни в Твоём царстве!?
Веруя Богу, мы в целости держим преданье
наших святых от семи превеликих соборов.
Господа молим ещё и ещё поспешить,
дабы направить на путь Откровений Его.
Речь о язычниках нашу судьбу предсказала:
?Руку святую Господь обнажит перед миром
и перед тварями, дабы узрели спасенье
и разумели, что это спасенье – от Бога?.
Сказано дальше: ?Господь говорит, Я живу,
Мне поклоняется всякое в мире колено,
каждый язык свою исповедь Богу несёт?.
Молвил Исайя: ?Наполнится всякая дебрь,
вместе с землёю сравняются холм и гора,
будет кривое прямым, а морщины и кочки
гладкими станут на всякой разбитой дороге,
явится слава Господня, и каждая плоть
узрит спасение нашего Господа Бога?.
От Даниила такое реченъе: ?Все люди,
и племена, и народы послужат Ему?.
И от Давида такое: ?О, Боже, все люди
исповедь чистого сердца Тебе принесут.
Руку простри на веселье и радость народов!
И да восплещут руками народы земли,
и да воскликнут от радости: ?Боже всевышний!
Боже всесильный! Ты царь всей земли!? И чуть ниже:
?Пойте же Богу единому нашему, пойте!
Пойте разумно. ?Господь воцарился над нами.
да воспоёт вся земля и поклонится Богу?.
?Да восхвалите Его все народы земли,
да восхвалите все люди его!? ?От Востока
и до Заката хвалимо всевышнее имя?.
?Бог наш высок над народами, слава Господня
над небесами сияет. Во имя Его
наша хвала на четыре предела земли?.
?Виждь и услышь наши гласы, Спаситель – надежда
всем, кто стоит на земле и кто плавает в море?.
?И да познают все люди Твой путь на земле,
и да познают спасенье Твоё все народы?.
Сказано было такое: ?Земные цари,
люди простые, и князи, и судьи мирские,
юноши, отроки, девы и старцы да хвалят
имя Господне?. И ниже: ?Господь говорит:
?Слушайте, люди Мои и цари, Мне внемлите,
ибо Закон – от Меня, и Мой суд – свет народам,
правда Моя приближается, и снизойдет
свыше спасенье Моё. Ждут Меня острова
и уповают народы на руку Мою?.
В римской стране раздаются хвалебные гласы,
хвалят святого Петра и апостола Павла.
Славен в Ефесе и в Азии славен, и в Павме
славен, и чтим, и любим Иоанн Богослов;
Индия хвалит Фому, Марка славит Египет.
Все города, и народы, и люди, и каждый
славит учителя за православную веру,
за наставленья на праведный, истинный путь.
Также похвалим и мы, по возможности
нашей, малой хвалою великого дивного мужа.
Славься, великий Владимир, наш верный учитель,
славный наш князь, государь нашей русской земли,
сын Святослава и давнего Игоря внук!
Мужество деда и храбрость отца поминают
многие страны и славят за крепость побед.
Предки твои не в худой и безвестной земле
власть предержали, но в русской, молвой о которой
полнятся разом четыре предела земли.
Ладан и миро очистили воздух для Бога,
белые храмы сияют на белых горах,
чёрные ризы послушно несут свою службу.
Братья и сестры от мала пришли до велика
в церкви святые и славят Его, возглашая:
?Свят и един Сын Христос, слава Богу! Аминь!?
Свят победил! Свят осилил! Христос воцарился!
Слава Христу! Слава Сыну! Велик ты, наш Бог!
Чудны дела твои, Господи! Слава Тебе!
Как мы похвалим тебя, досточтимый Василий,
честный владыка, великий и доблестный муж,
как подивимся твоей доброте и отваге,
благодаренье какое тебе воздадим!
Все мы познали с тобою единого Бога,
все мы бежали тобою от лести поганой,
все твоей волей мы славим Христа на земле.
Как же ещё наречём мы тебя, Христолюбец!
Истины столп, смысла кладезь, гнездо милосердья!
Как ты уверовал? Как возлюбил ты Христа?
Иль твоя мудрость превыше земных мудрецов,
чтоб возгореться любовью к Тому, Кто
незрим, и посягнуть на небесное царство Его?
Как ты взошёл до Христа? Как предался Ему?
Ты нам поведай, рабам твоим верным, учитель,
всё нам поведай: откуда почуял святое
благоухание Духа? Откуда испил
памяти будущей жизни ты сладкую чашу
Как и откуда испил и узрел Божью благость?
Если не видел Христа и за ним не ходил,
как же так вышло, что стал ты его ученик?
Толпы людей не поверили, видев Его,
ты же поверил, не видев своими очами.
Видно, сбылось на тебе благословье Христа:
?Будут блаженными те, кто поверил, не видев?.
И посему с дерзновеньем взываем к тебе:
как ты блажен! Сам Спаситель нарек – ты блажен.
Как ты поверил в Него и о Нём не прельстился?
Сказано было не ложно: ?И будет блажен
тот, кто о Мне не прельстится?. Но Бога распяли
люди, что ведали старый Закон и пророков.
Ты же Закона не чтил и пророков не слышал,
но поклонился Распятому. Как отворилось
сердце твоё? Как вселился в тебя Божий страх?
Как ты проникся любовью, достойной небес?
Ты же не видел святого, прошедшего Русью,
и не склонял он к смирению сердце твоё
гладом и жаждой, убогостью и наготою.
Ты же не видел, как вон изгоняли нечистых
именем светлым Христа, а не тёмным заклятьем,
Ты же не видел, как боль покидала болящих,
ты же не видел, как речь посещала
немых, как остывала горячка и мёртвый вставал.
Как же, не видев, ты всё же поверил в Христа?
Дивное чудо! Иные цари и владыки
видели всё, что творили святые мужи,
видели всё, но не верили. Боле того,
этих мужей обрекали на муки страданья.
Ты без чудес, о блаженный, поверил в Христа,
только благим помышленьем и острым умом
уразумел, что на свете един есть Отец,
зримых, незримых, земных и небесных Творец.
Уразумел, что возлюбленный Сын от Него
послан был ради спасения мира сего.
Знал ты про это, вступая в святую купель.
Что постороннему глазу казалось уродством,
то пред тобою представилось силой Господней.
Ведает месяц о милости княжьей ночной,
ведает солнце о щедрости княжьей дневной.
Люди не ведают, как помогал ты болящим,
сирым слепцам, должникам и вдовицам лядащим,
страждущим в бедности, о милостыне просящим.
Знал ты про эти слова Даниила: ?О, царь
жестокосердый! Грехи очищай благостыней,
а беззакония – щедростью к нищим и сирым?.
Знал ты про эти слова Даниила, о честный,
и подтверждал не словами слова, а делами:
всем, кто просил, ты давал, и нагих одевал.
ты утолял всех, кто страждет, и жаждет, и алчет,
всем посылал утешенье, кто в немощи плачет,
ты выкупал должников, и несчастных рабов
ты выпускал на свободу из тесных оков.
И до сих пор милостыни твои и щедроты
перед людьми воспевают слепцы и сироты,
но больше всех – перед Богом и ратью Его.
Из-за своей милостыни, прилюбственной Богу,
много дерзаешь, как истинный раб во Христе.
?Милость превыше суда?, – возглашает пророк,
и ?Милостыни мужей, как печати Господни?.
Только вернее всего будет слово Его:
?Лишь милостивый блажен и помилован будет?.
Ясно и верно сказал по-иному Иаков:
?Выведший грешника вон из его заблужденья
душу от смерти спасёт и покроет грехи?.
Если один обратил одного человека
и за такое деянье обрёл небеса,
то какова же награда твоя, о Василий!
Знать, пребольшие грехи облегчил, если вывел
не одного молодца из его заблужденья
и не десяток, не город, а всю эту землю?
Нас уверяет Спаситель о славе и чести,
коих сподобил тебя на святых небесах:
?Всех, кто Меня исповедует с честным лицом,
Я исповедую Сам перед Богом Отцом?.
Если же исповедь перед Христом и людьми
волей Христа устоит перед истинным Богом,
сколь будешь счастлив, приняв одобренье Его,
что не один только храм, а премногие храмы
Богу воздвиг и собрал в них служителей веры?!
Ты Константину подобен, и столь же велик,
столь же разумник и столь же, как он, Христолюб,
чтящий, как он, благолепных ревнителей службы.
Он положил на великом Никейском соборе
людям закон, и святые отцы утвердили.
Ты же, с умами сходясь на епископском вече,
слушал с глубоким вниманием разные речи
и размышлял, как вернее поставить закон.
Он царство греков и римлян один покорил
Господу Богу, а ты – всю великую Русь.
Он вместе с кровной Еленой был в городе мира
и воротился с крестом, и уже никогда
не расставался с крестом, как со знаменьем веры.
Так же и ты. Вместе с Ольгою, бабкой родной,
крест из Царьграда ты вывез и больше нигде
не расставался с крестом, как со знаменьем Божьим.
С ним сопричастником веры единой и славы
на небесах сотворил тебя истинный Бог
по благочестью, что жизнь направляла твою.
Церковь святая святой Богородицы Девы –
добрый пастух твоему благоверью, блаженный.
Встала она твоей волей на правой основе,
где твоё тело поныне лежит, ожидая
судного зова архангельской чистой трубы.
Сын твой Георгий – вот послух твой добрый и верный.
Дан тебе Богом твой сын, твой надёжный наместник
власти твоей и твердыни, он будет под стать
не разрушать твой устав, но его утверждать,
не истощать полноту твоего благоверья,
не расточать, а по гривне добра добавлять,
не искажать, а достойно дела завершать;
начал ты бисером, он будет златом кончать,
как Соломон – вековые начала Давида.
Божий собор он воздвиг для премудрости Божьей,
славно твой город украшен его лепотой;
злато сияет, цветные каменья мерцают,
кровью Христовой святые сосуды полны.
Дивная церковь твоя знаменита окрест,
краше её нет нигде, хоть пройди от Востока
и до Заката – одна в полуночье земном!
Киев – твой град. Ты величьем его увенчал,
воля твоя отдала Богородице Деве
град и людей, чтобы их осеняла она.
Воля твоя сотворила во имя Пречистой
храм Благовещенья, что на великих вратах.
Пусть целованье, что дарит архангел Пречистой,
будет и граду тому, ибо сказано ей:
?Радуйся, светлая, Бог Твой с Тобою!? И граду:
?Радуйся, град благоверный, и Бог твой с тобой!?
Встань, честный муж, поднимись из тяжелого гроба!
Встань, отряхни вечный сон, ты не умер, но спишь.
Спишь до восстания всех перед Страшным судом.
Встань, ты не умер, нелепо тому умереть,
кто верил свято в Христа, жизнедателя мира.
Сон отряхни и открой свои ясные очи,
узри, какой тебя чести сподобил Господь,
здесь, на земле в твоем сыне оставил Он память.
Узри Георгия, чадо родное своё,
это ведь Бог его вывел из плоти твоей.
Узри сиянье престола земли своей русской,
радуйся и веселись! Улыбнись об Ирине,
о благоверной снохе, что стоит подле сына.
Внуки и правнуки здравствуют, Богом хранимы,
чтут дорогие святыни, и славят Христа,
и благоверно держат, согласно уставу.
Узри свой город. Как он величаво блистает!
Церкви цветут, ввысь и вширь христианство растёт.
В праздничном городе блещут иконы святых
и фимиамы курятся; хвалы, и молитвы,
и песнопенья святые – всё это тебе,
хоть и не плотью, но духом Господь открывает.
Богу Строителю пой громоносную славу!
Радуйся и веселись, сколь посев твой богат,
зноем неверья не выжжен, но с тёплым дождем
и поспешением Божьим взошёл много гою дно.
Радуйся, светлый апостол в могучих владыках,
ты воскрешаешь не мёртвые персти, но нас,
мёртвых душою, умерших недугом поганства.
Мы приобщились тобой и познали Христа.
Были мы скорчены прежде от лести бесовской,
но распрямились тобою на верном пути
Были мы прежде слепыми от лести поганой,
наши сердечные очи прозрели тобой.
Были неведеньем ослеплены, но тобою
все мы прозрели для света трех солнц Божества.
Были немыми, но речь обрели мы тобою –
единосущную светлую Троицу славим.
Радуйся, муж, нас подвигший на путь благоверья!
Правдою ты облачён, препоясан ты мощью,
смыслом увенчан и в истину света обут,
и милосердьем, как гривной, украшен на диво.
Стал ты, честная глава, одеяньем нагих,
стал ты питанием алчущих, стал ты прохладой
жаждущей плоти, радетелем вдов и сирот,
стал ты пристанищем странников, кровом бездомных,
сенью обиженных, и благоденствием бедных.
И за такие благие дела и иные
на небесах принимаешь высокие блага,
что приготовил наш Бог тем, кто любит Его.
Но, насыщаясь от сладкого Божьего лика,
ты помолись о земле и о людях своих,
коими правил разумно, согласно уставу.
Да сохранит их преданье твоё золотое!
И да прославится в нём правоверье святое,
да будет проклят любой еретик и безбожник,
да упасут небеса от мечей и полона,
от лиходеев, от глада, скорбен и урона
И помолись о Георгии, о благоверном
сыне твоем. И да будет ему нестрашимо
в мире и здравье пучину судеб переплыть,
духа и веры корабль провести невредимо
через грехи, и в небесном затишье пристать,
и управляя людьми богоданными строго,
за житие и пастьбу золотого народа
рядом с тобой без стыда перед Богом предстать
и от Него вечной славы корону принять
с теми, кто жизнь и труды положил ради Бога


****************************************************
ПРИМЕЧАНИЯ

?Слово о Законе и Благодати? — первое именное произведение древней русской литературы. Оно представляет собой вдохновенную проповедь высокообразованного и глубоко нравственного государственного мужа и было произнесено Иларионом в 1038 году за полтора века до ?Слова о полку Игореве?. Оно раскрывает превосходство христианства над иудейством и язычеством, Благодати над Законом, воспевает князя Владимира Крестителя и его сына Ярослава Мудрого, духовником которого был Иларион.
По художественной красоте оно соизмеримо со ?Словом о полку Игореве?, но превосходит его высотою духа.


Моисеи – первый пророк законодатель, религиозный наставник и политический вождь еврейских племён.

Бесовское служенье идольский смрад, далее поганство – атрибуты и определения язычества.

Авраам – ветхозаветный патриарх родоначальник евреев.

Агарь – египтянка рабыня Сарры и наложница Авраама.

Сарра – жена Авраама мать Исаака.

Измаил – сын Авраама и Агари родоначальник двенадцати арабских племен.

Исаак – сын Авраама и Сарры отец Иакова и через него родоначальник двенадцати кочен израилевых.

Манасия – старший сын Иосифа Прекрасного.

Ефрем – младший сын Иосифа Прекрасного.

Иосиф – ветхозаветный патриарх.

Исайя – ветхозаветный пророк.

Гедеон – один из судей израильских.

?Так говорил самарянке Спаситель? – самаряне вели своё происхождение от еврейских патриархов и хранили Закон данный Моисеем в годы римского владычества были рассеяны как и евреи.

Хананеяне – жители земли Ханаана-Палестины предки их бычи рассеяны в библейские времена.

?Ибо Рим до основания разрушил Иерусалим? – Иерусалим был разрушен римским легионом под командованием Тита Флавия в 70 г. н. Э.

Малахия – ветхозаветный пророк.

Давид – иудейский царь (X в. до н. э.).

Осия – ветхозаветный пророк.

Петр – один из двенадцати апостолов, Христос творит о нем ?Ты Пётр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют её?.

Фома – один из двенадцати апостолов.

Даниил – легендарный еврейский праведник и пророк.

Павел – апостол язычников.

Эфес – столица проконсульской Лсии (Азии) – римской провинции на западном побережье Малой Азии

Павм – Патмос, остров в Эгейском море.

Иоанн Богослов – апостол, сосланный римлянами на остров Патмос.

Марк – один от семидесяти апостолов.

Василий – христианское имя Владимира Красное Солнышко.

?Ты же не видел святого, прошедшего Русью..? Андрей – один из двенадцати апостолов, по византийским представлениям, посетил Русь. В ?Повести временных лет? есть рассказ о том, как апостол Андрей ходил по землям полян и словен, расположенным вдоль Днепра

Слова пророка Даниила, сказанные царю Навуходоносору.

Константин – византийский император (ок. 285-337 гг.).

Имеется в виду Первый Никейский собор (325 г.), на нем была наречена анафема на ариан и составлен Символ веры, предваренный спором о слове ?единосущный?.

Елена – мать императора Константина.

?Сын твой Георгий...? Георгий – христианское имя Ярослава Мудрого.

Соломон – третий царь Израильско-Иудеиского государства. Его отец – царь Давид.

?Божий собор ты воздвиг для премудрости Божьей ..? – имеется в виду Софийский собор в Киеве, заложенный Ярославом в 1037 г.

Ирина – христианское имя жены Ярослава Мудрого, Ингигерды, дочери шведского короля Олафа.


Метки:
Предыдущий: Мыкола Руденко. Рифма
Следующий: Вальтер Скотт To a Lady with flowers from a roman